Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Categories:

Из чужого рода.

И.Г. Петров в статье "К ВОПРОСУ О ФУНКЦИЯХ И СЕМАНТИКЕ ЖЕНСКОГО ГОЛОВНОГО УБОРА СУРПАН В ЧУВАШСКИХ ОБЫЧАЯХ И ОБРЯДАХ" говорит, что в традиционной мусульманской культуре чувашей сурпан — один из видов головного убора замужней женщины.

"По мнению Н.И. Гаген-Торн, полотенцеобразные головные уборы возникли в Среднем Поволжье в условиях патриархального общества, когда обычай требовал закрывать волосы замужней женщины, взятой из чужого рода. Основное практическое и ритуальное назначение сурпана — покрывание волос замужней женщины. Женщины чувашки полотнищем сурпана голову обвязывали так, чтобы не было видно ни одного волоса.



И это неспроста. Как и у других народов, в соответствии с правилами народного этикета, женщина, вышедшая замуж, обязана была тщательно прятать свои волосы. Д.К. Зеленин полагал, что закрывание волос — остаток древнего обычая покрывания лица. Н.И. Гаген-Торн считала, что основная причина закрывания головы замужней женщиной заключалась в магии волос. По мнению учёного, невеста, выходя замуж в другой род, могла навредить ему магической силой, заключённой в волосах, и таким образом принести несчастье — неурожай, градобитие, падёж скота и т.д. Как считает Н.И. Гаген-Торн, в патриархальном обществе закрытые волосы женщины являются символом закрепощения женщины чужим родом и её подчинённого положения.

Гораздо весомее значение и символика указанного головного убора проявляются в обряде покрывания головы невесты сурпаном (сурпан сырни, пуç шуратни), когда на определённом этапе свадебного торжества происходила смена девичьего головного убора на женский. В зависимости от устойчивости традиций патрилокального или матрилокального брака, данный обряд у чувашей происходил на заключительном этапе свадьбы либо в доме жениха, либо в доме невесты. Рассмотренный обряд, кроме основной его цели — закрыть волосы невесты, символизировал её переход в статус замужней женщины и подчинённость чужому роду в лице мужа. После этого молодушка становилась çĕнĕ çын (букв. «новый человек») и обязана была появляться на людях, облачившись только в женский головной убор. Без сурпана женщина не могла даже выгонять скот на улицу или ходить в поле на работу. И общественность достаточно строго следила за этим. Достаточно было увидеть замужнюю женщину без сурпана, её ловили и обливали ведром холодной воды до сорока раз".


сурпан

Когда я смотрел видео, мне на ум пришло сравнение с пеленанием мумии. И не случайно: сурпан бытовал в похоронном обряде чувашей. В знак подтверждения, что умершая до смерти была замужем, голову женщины повязывали сурпаном.

Я здесь становлюсь на зыбкую почву субъективных умозаключений, но, мне кажется, что, переходя в род мужчины, невеста разрывала связь со своим родом и оказывалась как бы "мёртвой" для своего рода. О том, как её омывали в бане и оплакивали, словно покойницу, накануне свадьбы, написано много, и я повторять не стану. Скажу лишь одно: весь цимес ситуации заключался в том, что в дом мужа приходила "мумифицированная" жена, немного похожая на покойницу. В таком "полупокойницком" состоянии она и жила в чужом для неё роду мужа своего.



Tags: магия, одежда, чуваши
Subscribe

Posts from This Сommunity “одежда” Tag

  • О "воинственности" крито-минойцев (3).

    Продолжаем разбирать статью " Минойцы: военные действия", которую выложил Antiquated Antiquarian в своём блоге The Stream of Time.…

  • Расписная миниатюра.

    "Минойская женщина", Хронос миниатюрес, 75 мм. Роспись - краски "Звезда", художественные акриловые краски. Минойская или…

  • Крито-минойские "галлы"?

    На стороне А саркофага из Агия Триады изображён мужчина-лирист (т. е. музыкант, играющий на лире), в стандартном одеянии жрицы, позади двух жриц,…

  • Странная одежда на крито-минойской вазе "Жатва".

    На крито-минойской вазе "Жатва" центральная фигура процессии одета в странную одежду наподобие кирасы. Detail of the priestess with the…

  • Обнажение груди как «месседж».

    Крито-минойские женщины носили верхнюю одежду, похожую на современные блузки, но с длинным разрезом от шеи до пупка. Pre-Temple (2,400-2,100 BCE)…

  • О трёхпудовом одеянии сильного шамана.

    Возвращаясь к архисложной теме о смысле жертвоприношений. В целительных практиках шаманизма отчётливо виден аспект самопожертвования. В чём он…

  • Крит - родина пурпура?

    Пу́рпур (от лат. purpura — пурпур, греч. πορφύρα), также в античных источниках тирский пурпур —…

  • Гуцулы сохранили дух Старой Европы?

    Глядя на одежды альпийских ладинов-мужчин, я вспомнил про карпатских гуцулов. У них мужчины тоже носят яркие одежды. Может быть, и гуцулы в…

  • Про хеттские сапожки.

    Л. А. Гиндин полагает, что хетты были первым индоевропейским народом (Среднестоговская культура), заселившим долину Дуная ещё в IV тыс. до н. э., а…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments