Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Categories:

Голубые бегемотики.

В записи О связях минойского Крита с древним Египтом говорилось о "голубых обезьянах", собирающих шафран.

фреска
Минойская фреска.

С другой стороны, в статье О символике синего цвета мы выяснили, что синий (голубой) цвет связан с представлениями о потустороннем мире.

Очевидно, древнеегипетские изображения голубых бегемотиков также связаны с этими представлениями.

фаянсовые бегемоты Древнего Египта 1


Фото: Египетский музей в Турине, Италия. Среднее Царство, 11–13 Династия, 1980–1700 гг. до н. э.

Эти фаянсовые статуэтки из гробниц датируются Средним царством (2030–1650 гг. до н.э.) и Вторым переходным периодом (1650–1550 гг. до н.э.). Изготовлялись они из толчёного кварца и покрывались щелочной глазурью.

Характерной особенностью бегемота является его полуводный образ жизни — бо́льшую часть времени он проводит в воде, выходя на сушу лишь ночью на несколько часов для кормёжки. Эти животные погружаются на несколько минут под воду, затем всплывают подышать, и всё повторяется. Такое чередование исчезновения и появления на поверхности привело к тому, что древние египтяне стали считать бегемота символом перерождения и возрождения. Поэтому статуэтки бегемотов клали в гробницы, чтобы они способствовали возрождению умершего для загробной жизни. Рычание бегемотов на закате  египтяне могли интерпретировать как заглатывание и "отрыжку" Солнца на рассвете (см. видео). Путешествие Солнца сквозь чрево бегемота рассматривалось как вечный цикл перерождения, и бегемоты ассоциировались с этим циклом.



Тела большинства фаянсовых бегемотов украшены изображениями речных растений. Они подчёркивали местообитание животных, а также ассоциировались с ростом и жизнью. Чаще всего изображали лотосы — символы возрождения и перерождения (так как цветок открывается утром и закрывается вечером, и цикл повторяется). Изображали и другие растения, например рдест, а также животных: лягушек, птиц, бабочек и иногда стрекоз.

Бегемот был священным животным богини-матери Таурт, которая сама всегда изображалась в виде стоящей беременной самки гиппопотама с женскими руками, грудью и львиными задними лапами.

Taweret

Ей, должно быть, поклонялись очень широко, так как месяц апифи был посвящен ей. И соответственно, она носила имя Ueret или, позднее, T-ueret, то есть  «Великая». Древние египтяне почитали её как помощницу в родах, защитницу и охранительницу от злых сил. Большое распространение имели амулеты с маленькими изображениями Таурт. Изображения Таурт в качестве  оберегов часто помещали на подголовники, кровати и другие домашние предметы. Связана была эта богиня-бегемот и с загробным культом: вместе с богиней Хатор она встречала умершего на пороге подземного царства и зажигала огонь, чтобы отогнать злых духов. В поклонении мёртвым функции Таурт совпадали с функциями коровы Хатхор; она должна была быть Хранительницей Западной Горы, через которую пролегала дорога в царство мёртвых. Культ богини Таурт был распространен в северо-западной Дельте, в номе Папремис, а также в Фаюме и Оксиринхе, где существовал ее храм. Этой богине поклонялись и в других местах, например в Фивах, где ее культ в образе гиппопотама соседствовал с культом богини Ипат (Ипет, Ипи; иногда Ререт «свиноматка»), "являющейся, по существу, ипостасью Таурт (так как бегемот - это, по сути, большая свинья). Обе богини отождествлялись с богиней неба Нут, с Хатхор, с Исидой". Древнейший храм Амона в Фивах носил название Ипет-сут.

Tags: Египет, символика
Subscribe

Posts from This Сommunity “Египет” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments