Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Category:

Доисторические женщины тоже охотились на дичь.

В статье "Prehistoric women were successful big-game hunters, challenging beliefs about ancient gender roles" говорится о том, что, вопреки давним убеждениям, в доисторические времена женщины тоже охотились на крупных животных.

womenwerehunters

Археологические свидетельства из Перу показали, что некоторые древние охотники за крупной дичью, были, по сути, женщинами, бросая вызов тому убеждениию, что, как писал писатель Джеймс Горман, было «одним из наиболее распространённых убеждений о древних охотниках и собирателях, — что мужчины охотились, а женщины занимались собирательством».

"Мужчина-охотник" - этот нарратив о доисторическом человеке был разработан антропологами начала 20-го века, вооруженными их воображением и горсткой окаменелостей. Они рассматривали охоту, которой занимались мужчины, как главный фактор эволюции человека, которая поставила наших ранних предков, даровала им большой мозг, орудия убийства и жажду насилия. Согласно этому нарративу, охота также породила нуклеарную семью, так как женщины ждали дома мужчин с мясом.

Как антрополог, который изучает общества охотников-собирателей, я был взволнован открытием женских скелетов, похороненых  с атрибутикой охотников на больших животных, шаблон, который поднимает важные вопросы о древних гендерных ролях. Но я нашёл большую часть освещения в средствах массовой информации удручающе неточным. Отвечая на находку, журналистка Аннали Ньюитц писала: «Прозвище «человек-охотник», это понятие о том, что мужчины и женщины в древних обществах имели строго определённые роли: мужчины охотились, а женщины собирали. Теперь эта теория может разрушиться".

На самом деле, эта теория умерла уже несколько десятилетий назад.

В 1966 году 75 антропологов (70 из которых были мужчинами) провели симпозиум под названием "Мужчина-охотник" в Чикагском университете для решения одного из грандиозных вопросов человечества: как жили люди до сельского хозяйства? Исследователи жили и изучали современные популяции охотников и собирателей по всему миру, от джунглей до тундры.

Именно там, в Чикаго, реальные данные столкнулись с мифом о мужчине-охотнике. Исследователи показали, что женщины работают так же усердно, как и мужчины, а растительные продукты, собранные женщинами, имеют решающее значение в диетах охотников-собирателей.

Несмотря на это, последующие исследования подтвердили простое разделение труда среди охотников-собирателей: мужчины в основном охотятся, а женщины в основном собирают. Когда антрополог Кэрол Эмбер обследовала 179 обществ, она обнаружила только 13, в которых женщины участвовали в охоте.

Но было бы ошибкой объединять эту закономерность «большинство охотников – мужчины» среди охотников-собирателей с мифом о Мужчине-охотнике. Этот миф родился из предположений, а не тщательного эмпирического исследования.

На протяжении десятилетий полевых исследований антропологи разработали более гибкий и ёмкий взгляд на человеческий труд. Согласно этой точке зрения, ни женщины не предопределены биологически к собирательству, ни мужчины - к охоте. В действительности к середине 80-х годов появилось несколько отчётов о  женской охоте в присваивающих обществах.

В этом контексте древние женщины-охотницы являются нормой, а не сюрпризом. И акцент на мужчине-охотнике отвлекает от более важного вопроса о том, как могло быть построено общество с женщинами-охотницами на крупных животных. В конце концов, женщины вполне способны охотиться, но в большинстве обществ охотников-собирателей они делают это не очень часто.

Одним из ярких объяснений, разработанных в 1970 году феминистским антропологом Джудит Браун, является то, что требования охоты противоречат обеспечению ухода за детьми. Это было подтверждено в недавнем обзоре женской охоты, в ходе которого были обследованы традиционные общества во всём мире; авторы обнаружили, что беременные или кормящие женщины не часто охотятся, а лица, имеющие иждивенцев, охотятся только в том случае, если имеется уход за детьми или богатые охотничьи угодья находятся недалеко от лагеря.

Эти ограничения играют определённую роль в формировании предпочтений риска. У охотников-собирателей мужская охота рискованна, а это значит, что она несёт в себе высокие шансы на провал. Мужчины, как правило, охотятся в одиночку или небольшими группами и нацелены на крупную диччь с метательным оружием, что часто требует быстрых и долгих передвижений. В отличие от этого, женщины предпочитают охотиться в группах и сосредоточиться на небольших участках поближе к лагерям, где легче захватить добычу, часто с помощью собак.

Зачастую женщины имеют решающее значение для успеха мужской охоты, будь то посредством материально-технической или ритуальной помощи. Мужья и жёны иногда работают совместно; в этих случаях женщины могут помочь поймать животное, а затем забивают его и несут мясо домой. И в охотничьих обществах женщины оказывают поддержку охотникам, изготавливая одежду, оружие и транспортное снаряжение. Они также могут участвовать в охоте непосредственно путём обнаружения, а затем окружения и подгонки животных к месту убийства, как видно из практики высокоширотных охотников на оленей и равнинных охотников на зубров. Как предполагают авторы новой статьи, вероятно, именно так перуанские женщины-охотники убивали животных.

girls
Девочки из племени охотников-собирателей Батек играют с духовыми трубками для стрельбы отравленными стрелами. Фото: Кирк Эндикотт.

Многие считают, что, не охотясь, женщины отодвигаются на более низкий статус. Но так ли это?

Я веду свою работу среди народа Батек, охотников-собирателей из тропических лесов Малайзии, которые считаются одним из самых гендерно-эгалитарных обществ в мире. У них мало материального неравенства, они широко делятся продовольствием, ненавидят насилие и подчёркивают индивидуальную автономию.

На рассвете мужчины Батек уходят далеко, как правило, в одиночку, чтобы охотиться на обезьян с помощью духовых трубок. Ближе к лагерю женщины собирают клубни или фрукты небольшими группами. Здесь ничто не запрещает женщинам охотиться, как в других обществах охотников-собирателей, где, например, женщинам запрещается прикасаться к охотничьему оружию. Женщины Батек иногда присоединяются к групповой охоте на бамбуковых крыс, но это случается редко. Однако есть исключения. Некоторые девочки-подростки проявляют интерес к охоте с помощью духовых трубок, и этот интерес переносится во взрослую жизнь.

Батекцы говорят, что это разделение труда сводится к различиям в силе, несовместимости с уходом за детьми и различиям в специализации знаний. Охота имеет большое культурное значение, но знание женщинами того, где растут съедобные и лечебные растения, имеет решающее значение для принятия таких коллективных решений, как перемещение лагеря. Батек считает себя кооперативной и взаимозависимой группой, в которой каждый человек вносит уникальный и важный вклад в достижение коммунальной цели.

Перуанские охотники-собиратели были специалистами по крупным животным, которые использовали технологии метания копья, которым, вероятно, было относительно легко научиться. Это, возможно, способствовало более гибкому разделению труда и более широкому участию в охоте женщин, подобно тому, что мы видим среди некоторых охотников-собирателей сегодня.

Социальные последствия, выходящие за рамки этих фактов, не ясны. Это потому, что роль в сборе продуктов питания не имеет простого отношения к статусу или динамике власти. Новое исследование по забытым темам, таким как детерминанты положения женщин и экономическое поведение в традиционных обществах, сопряжённое со стремлением к риску, обещает пролить свет на этот вопрос. Но, как показывает случай с народом Батека, среди эгалитарного общества равных, статус и власть имеют мало общего с тем, кто приносит мясо.
Tags: охотники
Subscribe

Posts from This Сommunity “охотники” Tag

  • Бюрократы и охотники как "мухи" и "котлеты".

    (В продолжение записи Социальное лидерство в архаических обществах.) Африканист В. Р. Арсеньев в своей монографии " Звери = боги = люди"…

  • Охотничьи премудрости.

    Источник картинки. По словам старожилов, в Вёлсе была достаточно экзотическая форма ухода на промысел: «Перед охотой у бабы между ног…

  • Социальное лидерство в архаических обществах.

    В. Р. Арсеньев в статье "Охотник бумбара как социальный лидер" ( Теория и методология архаики. Лидерство в архаике : условия и формы…

  • "Путь охотника".

    Э. Л. Лаевская пишет в своей монографии "Мир мегалитов и мир керамики. Две художественные традиции в искусстве доантичной Европы"…

  • Вот так они и жили...

    Марлин Добкин де Риос в своей монографии "Растительные галлюциногены" рассказывает, как раньше охотились австралийские аборигены с помощью…

  • В бедности - матриархат, в богатстве - патриархат.

    В продолжение записей " При изобилии - патриархат, в нужде - матриархат" и При изобилии - патриархат, в нужде - матриархат (2) и При…

  • Экономика каменного века (2).

    В продолжение записей " При изобилии - патриархат, в нужде - матриархат", При изобилии - патриархат, в нужде - матриархат (2) и При…

  • Магический лук бушменов и священное оружие.

    Е. Н. Панов в своей монографии "Человек стреляющий" сообщает, что у охотников-бушменов имеются миниатюрные луки, изготовляемые и освящаемые…

  • Когда появился "слабый пол"?

    Интересно, когда в истории человечества появилось разделение на мужчин-охотников и женщин-собирателей? Есть все основания полагать, что такое…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments