Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Categories:

Смотрины жениха у калмыков.

Т. И. Шараева в статье «СМОТРИНЫ ЖЕНИХА» В ТРАДИЦИОННОЙ КАЛМЫЦКОЙ СВАДЬБЕ рассказывает об обряде смотрин жениха, который позволяет автору утверждать о матрилокальном характере брачных отношений в прошлом у калмыков.

Смотрины жениха (кюрг узюллгн) в конце XIX – начале XX в. представляли собой четвёртый визит предсвадебного цикла, при этом он проводился представителями двух субэтнических групп калмыков (торгутов и дербетов), а в культуре третьего субэтноса хошутов обряд смотрин как самостоятельный цикл отсутствовал, так как весь свадебный цикл проходил на стороне невесты.

На смотрины приезжал сам жених с большой группой родственников и друзей численностью «не менее четырёх, но всегда более и даже по несколько десятков». У представителей субэтнической группы торгутов жениха сопровождала мать.

Количество привозимого женихом угощения зависело от материального состояния его семьи. Помимо обязательных четырёх кожаных сосудов
бортха с молочной водкой, участники визита везли определённое количество спиртного для угощения всех гостей, их количество у разных субэтнических групп калмыков варьировалось. По традиции жених со свитой привозил также варёное мясо нескольких баранов, «…сушки, конфеты, пряники, виноградное вино», кисломолочный напиток цаган идян, кроме того, «…одну доску калмыцкого чая, белый платок (с завязанной в нём серебряной монетой). Состоятельные семьи приводили упитанную лошадь, чтобы заколоть её по приезде на место для угощения. Жених из состоятельной семьи приводил невесте лошадь в качестве подарка, привозил дорогостоящие предметы национальной одежды (шубы, халаты), а также деньги; малоимущие калмыки ограничивались простыми подарками в виде одежды и отрезов ткани.


Прибывшие гости сами (кроме жениха и руководителя поезда ахлачи) заносили привезённое угощение и спиртное, которое оставляли в левой («женской») части кибитки. При этом выделялась небольшая часть – первинки всех видов угощения в качестве подношения духам предков (дееджи) и семейному очагу; спиртным совершалось обязательное кропление (цацал).

В дальнейшем гости и участники смотрин условно делились на две возрастные группы, которые размещались в разных кибитках: в одной пировала молодёжь, в другой – представители старшего поколения. Пиршество на смотринах жениха с обильным угощением и танцами длилось несколько дней. В первый день жених с друзьями должен был постоянно находиться в кибитке с гостями и родителями невесты, раскуривать и подносить им трубки, угощать гостей со строгим соблюдением всех правил традиционного этикета. Жених старался строго соблюдать этикет, вёл себя степенно, скромно, воздерживался от выпивки.

На протяжении всего пира родные невесты старались определить личные качества жениха: его смекалку, ловкость, умение и знания по различным вопросам хозяйственной деятельности. В некоторых случаях для проверки хозяйственных способностей жениха родственники невесты поручали ему заколоть и разделать овцу. По просьбе родственников невесты жених исполнял сольные танцы, которые были призваны показать его умение и ловкость жениха, пластику тела, отсутствие у него физических недостатков, пел или играл на домбре, что также являлось проверкой его личных качеств, при этом он не имел права отказаться от требуемых от него действий. О достоинствах и недостатках жениха судили также по сопровождающим его спутникам. Так что им тоже прихожилось такцевать.


танец

Кто-нибудь из пожилых родственников невесты подавал жениху сваренную баранью ножку (шиир), непременный атрибут ритуала «зе бярлгн». С неё жених должен был срезать мясо, мелко накрошить его и подать старикам. По тому, как мелко и быстро жених накрошит мясо, оценивались не только хозяйственные способности жениха, но и будущая жизнь молодой семьи.

В свадебной обрядности калмыков вручение жениху бараньей ножки на смотринах указывает на сохранившиеся черты института аванкулата. Термином «
зе» у калмыков называют племянников по материнской линии. У калмыков род матери занимает активную позицию, почти наравне с отцовским родом. Родство по материнской линии нахцхнр считается особо близким. У калмыков существовал строгий запрет на брак с родственницами по отцовской линии до 79-го колена. Чаще выбирали невест из отдалённых хотонов или другой субэтнической группы. Предпочтения в выборе невесты для заключения брака отдавались родственницам по линии матери. Такой брак даже поощрялся и считался наиболее желательным и прочным. По этому случаю у калмыков есть пословица: «Мужчина, женившийся на родственнице по линии матери, будет счастлив всю жизнь». Брат матери нахцх выступал в роли «второго» главы во время проведения обрядов свадебного комплекса. В обязанности брата матери нагц входили постоянная финансовая помощь племянникам, выделение доли скота и т. д.

В первый день визита женихом подносились подарки родителям невесты, близким родственникам. Невесте он вручал подарок вечером первого дня в кибитке, где гуляла молодёжь, причём согласно традиционному этикету «стоя перед ней на левом колене, склонив голову, держа подарки в правой руке, и поддерживая левой рукой локоть правой». По утверждению И. Житецкого, невеста обязательно получала шубу или халат. Привезённые подарки невеста тщательно рассматривала с подругами, чтобы не просто оценить подарки жениха, а показать их всем присутствующим. Взамен она одаривала жениха каким-нибудь подарком, например, собственноручно вышитым кисетом.

На второй день жених со свитой посещал дома родственников невесты по отцовской линии, где их обильно угощали. В этот день ему разрешали находиться в кибитке с молодёжью, где его снова заставляли танцевать и петь подружки невесты. При этом они старались всячески «навредить» гостям: забирали и прятали предметы конской сбруи, мешали им в проведении тех или иных действий, больно били ладошками по спине и т. д. Как отмечал Житецкий, «…жениха садят на подушки, и между танцами на него нападают девушки и бьют руками, плетьми и чем пришлось». Жених и все его сопровождающие должны были сносить всё без сопротивления, «…они должны были молчать и перенести это и стараться не доводить дело до недоразумения».

В структуре традиционной калмыцкой свадьбы смотрины жениха имели ещё один термин «кург кургх», что означает «привезти, доставить жениха». Термином кюргн в калмыцком языке обозначается и жених, и зять. Невеста до проведения обряда бракосочетания называется кююкн (букв. девушка), после – сноха бер. Изменение социального статуса свидетельствует, по нашему мнению, о том, что в прошлом жених доставлялся к семье невесты и получал статус зятя, при этом термин кюргн был нарицательным. По нашему мнению, это указывает на матрилокальные черты брака у калмыков в прошлом, что подтверждается и совершаемым женихом ритуалом подношения родовых маркеров. Упоминания о бытовании подобного обычая нашли своё отражение в фольклоре калмыков и героическом эпосе «Джангар». Обрядовые функции смотрин жениха в свадебном комплексе у калмыков позволяют предположить о матрилокальном характере брачных отношений у калмыков в прошлом. Об этом говорит и термин смотрин жениха «кург кургх», что предполагало переезд жениха к родителям невесты. Жениха с друзьями встречали только мужчины, что указывает на присоединение к мужскому сообществу стороны невесты. Многочисленные испытания, проводимые родными невесты, были призваны облегчить процесс интеграции чужака/нового члена в социум невесты.

Конечно, сейчас всё это скомкано и нет уже, как прежде, тех многодневных пиров у невесты, всё делается оперативно, одним днём. Соответственно, слёзы у невесты при расставании с матерью...


mosika_901_00001
Источник картинки.

При матрилокальном поселении такие слёзы невозможны, - дочь всегда рядом с матерью.

Tags: брак, калмыки
Subscribe

Posts from This Сommunity “калмыки” Tag

  • Авункулат у калмыков.

    Т. И. Шираева в статье " ОБЫЧАЙ «ЗЕ БӘРЛҺН» У КАЛМЫКОВ" сообщает, что " в калмыцком языке термином «зеенр»…

  • Пережитки матриархата у калмыков.

    До сих пор учёные обращали очень мало внимания на термины родства, бытующие среди калмыков. Между тем отдельные термины родства отражают…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments