Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Categories:

Айны.

Айны для нас являются очень интересным архаическим обществом охотников-собирателей, которые сохранили свои традиции с палеолитичских времён. Они проживали на Японских островах задолго до прихода туда "детей Солнца", которые поклонялись богине Солнца Аматерасу.

Если японцы пришли с юга, возможно даже из Юго-Восточной Азии, то айны, наоборот, "спустились" с севера, через остров Сахалин, примерно 16 - 14 000 лет назад. Именно айны были носителями знаменитой культуры Дзёмон с её специфичными фигурками догу.

Когда на Сахалине и Курилах ещё оставались последние айны, ведущие традиционный образ жизни, Роберт Брифо и некоторые другие антропологи, к счастью, успели описать их традиции. Благодаря отдалённости и изолированности своих поселений, по сравнению с японскими айнами (которые к тому времени имели культуру, сильно пострадавшую от японских суровых методов ассимиляции), сахалинские и курильские сохранили архаичные черты охотников-рыбаков-собирателей, а значит и типичный матриархальный/эгалитарный социокультурный уклад общественной жизни.

Женщины айну
Женщины айну с Сахалина в начале XX века.

ainu7
Группа айну с Сахалина. 1902 год.

В эпоху Дзёмон 16500-4500 гг. до н.э. (или даже раньше) именно айны заселил заложили культурный фундамент для позднейших синтоистских религиозных обрядов. В период Среднего Дзёмона (4500-2000 гг. до н.э.) этот народ стал осёдлым и культивировал выращивание аридного риса, а также изготовлял красивую керамику и множество фигурок богинь, называемых догу, которые, скорее всего, были сделаны женщинами, в то время как мужчины строили какие-то непонятные каменные круги. Этот период считается классической матриархальной эпохой Японии, когда материнские кланы владели землёй, а управляющими ("наместниками") были сыновья или братья землевладелиц, точно так же, как это было в Корее того времени.


Керамическая фигурка, найденная при раскопках Motowanishi, возле города Муроран на острове Хоккайдо. Датируется ок. 700 - 400 гг. до н. э.

По мнению японских антропологов, изучавших культуру на островах Рюкю, к которым принадлежит Окинава, жители этих островов, благодаря своей удалённости, также сохранили традиционный образ жизни, характерный для жизни древней Японии, со значительными матриархальными чертами в культе синто. Однако, похоже, что айны в северной части Японии никогда не пересекались с людьми островов Рюкю, которые в конечном итоге были заселены народом яёи из Юго-Восточной Азии (см. карту ниже!), смешиваясь с некоторыми из южных айнов, принеся в страну некоторые из их типичных матриархальных традиций почитания богини, чтобы в конечном итоге интегрироваться в более традицию синто, как, например, супружеская пара из сестры и брата Идзанами и Идзанаги и поклонение богине Солнца Аматерасу.

Цитата из Хайде Гёттнер Абендрот "Исследования матриархальных обществ коренных культур по всему миру", стр. 148:

"В Яёйский период (300 г. до н.э. - 300 г. до н.э.) культурная изоляция периода Дзёмона закончилась прибытием иммигрантов с юга. Иностранцы с полностью развитым сельским хозяйством добрались до Японии и привезли с собой новые материальные технологии; разнообразные формы сельского хозяйства в сочетании с охотой и рыболовством, постоянно используемые поселения, рафинированную керамику и артефакты ритуального использования и бронзовую металлургию. К бронзовым артефактам относятся оружие (копья и мечи), колокольчики и зеркала. Из Южного Китая матриархальные кланы и племена морской культуры Йе, чья культура сохранилась до сих пор в Яо, Тао и Мяо, поселились на Филиппинах и Тайване, плавали вдоль побережья в Южную Корею, а также на острова Рюкю Южной Японии. Кроме того, из северной части материкового Китая, а также из Кореи прибыли иммигранты, бежавшие от патриархализации Восточного Китая народом Хань (480-221 гг. до н.э.). Там они столкнулись с айнами с севера, которые просто избегали слишком тесных контактов с приезжими, отступая дальше на север, и, похоже, к тому времени между культурами в большей части Японии не возникало особых конфликтов. Новоприбывшие принесли культуру рисовых полей и выращивание садовой продукции; они построили мегалитические сооружения в Корее и Японии".

матриарх
Матриархальные культуры Восточной Азии.

Так что, айны не были единственными носителями матриархальных традиций на Японских островах. Очевидно, неолитическая Восточная Азия изобиловала такого рода обществами. На севере и на юге Японских островов некоторое время параллельно развивались весьма похожие культуры. Хотя, генетическая карта показывает, что когда-то, может быть 10 или 16 тыс. лет назад, айны жили и на юге, в том числе и на Окинаве.

карта

Но вернёмся снова к догу.

Dogu_2

Вокруг этих статуэток имеется множество всевозможных спекуляций, от отождествления их с инопланетянами до сравнения их с евреями из ассирийских надписей, как на вышеприведённой картинке. Кстати, самих айну тоже считают то одним из потерянных колен Израиля, то потерянным племенем кавказцев (some kind of lost tribe of Caucasians). Японцы называли айнов "волосатыми". И здесь есть очень любопытная "зацепка", позволяющая нам соотнести культуру айнов с более широким регионом Дальнего Востока и указать на некоторые связи с нивхами Приамурья. Речь идёт о том, что у айнов волосы волосы рассматривались как интегрированные в священный мир и как нечто вроде "входа" для "камуи", духов. Это сама по себе чрезвычайно интересная тема соотнесённости волос с миром духов любопытна ещё и тем, что слово "камуи" (в японском языке "ками") похоже на "камлание" у шаманов.

kuril-islands-japan-russia
Female dancers, descendants of Ainu people, perform traditional rituals  at a theatre in Lake Akan, in Hokkaido, 2007.

Нивхи имеют много общих культурных черт с айнами, как, например, поклонение медведю, очагу / огню и лососю и т.д., а также их типичные матрилинейные обычаи и женщины, занимающиеся шаманскими практиками (по данным Briffault). У айнов, как и у нивхов, женщины "нянчились" с маленькими медвежатами, которых потом мужчины приносили в жертву, пили их кровь и облачались в медвежью шкуру.



Ещё несколько слов скажем о синто. В первом периоде, Мико, в культе синто существовали племенные жрицы, которые держали в своих руках весь спектр религиозной практики. Но в средние века культ синто был преобразован в государственную религию, что сопровождалось многовековой принудительной централизацией и патриархализацией в Японии. Эта формализованная государственная религия императоров и чиновников отделилась от народного культа синто, который стал неофициальной религией японцев. В официальном культе священниками стали мужчины, хотя и в женских одеждах, а в неофициальной религии по-прежнему шаманили женщины-мико. Позднее, в ходе националистической, жёноненавистнической реставрации периода Мейдзи (1868-1912) женщины были исключены из всех официально признанных священнических функций, и шаманизм Мико в культе синто исчез. Государственный синто должен был быть "очищен" от всех мистических элементов и был посвящён только государственным церемониальным функциям. Культ был реформирован так, чтобы узаконить имперское господство

Noro
Она была норо, служительницей культа синто на о. Рюкю.

Айны на севере Японии и окинавцы на юге Японии - одно и то же. Они были истинными японцами и истинными синтоистами.

Источник.
Tags: Япония, айны
Subscribe

Posts from This Сommunity “Япония” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 1 comment