Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Category:

Первобытные общества — это общества досуга.

Из эссе Пьера Кластра "Общество против государства":

"Возьмём южноамериканские племена земледельцев — например, тупи-гуарани, чья праздность так раздражала французов и португальцев. Экономическая жизнь этих индейцев была основана, главным образом, на сельском хозяйстве, кроме него — на охоте, рыболовстве и собирательстве. Один сад использовали от четырёх до шести лет подряд, после чего его покидали из-за истощения почвы или, что более вероятно, из-за трудноискоренимых сорняков. Основная часть работы мужской половины племени состояла в обработке нужных земель с помощью каменного топора и огня. Эта задача, выполняемая в конце сезона дождей, мобилизовала мужчин на один или два месяца. Почти вся оставшаяся часть сельскохозяйственной работы — сажать, пропалывать, собирать урожай — в соответствии с половым разделением труда входила в обязанности женщин. Из этого следует забавный вывод: мужчины, то есть половина населения, работали примерно два месяца раз в четыре года! Что касается оставшегося времени, они его посвящали занятиям, которые воспринимались не как обязанность, а как удовольствие: охота, рыбалка, праздники и попойки.

Лизо [1], проведший несколько лет в племени индейцев яномами из венесуэльской Амазонии, вычислил, что средняя продолжительность времени, которое взрослый человек ежедневно отводит на работу (на все её виды), едва превышает три часа.

В таком случае здравый смысл вопрошает: зачем людям из первобытных обществ работать и производить больше, когда трёх или четырёх часов спокойной ежедневной активности достаточно, чтобы удовлетворить потребности их группы? На что им это? Для чего им накопленные таким образом излишки? В чём было бы их назначение? Люди работают свыше их потребностей только тогда, когда их к этому принуждают. И такой принуждающей силы, очевидно, нет в первобытном мире.

Как пишет Лизо по поводу племени яномами, первобытыне общества — это общества отказа от труда: «Презрение яномами к работе и их равнодушие к автономному технологическому прогрессу бесспорно» [2]. Это справедливо и красноречиво выразил М. Салинз [3]: первобытные общества — это первые общества досуга и изобилия.

Для человека первобытного общества производительная активность ограничена его потребностями, при условии, что речь идёт главным образом об энергетической потребности: продуктивность сведена к восстановлению запаса потраченной энергии. Другими словами, жизнь как природный порядок (исключая производство благ, которые потребляются по праздничным случаям) определяет то количество времени, которое нужно потратить на восстановление энергии. Это значит, что, как только удовлетворена общая потребность в энергии, ничто не может побудить первобытное общество производить больше, т. е. отчуждать своё время, бесцельно работая, когда это время можно потратить на отдых, игру, войну или праздник".

От себя добавлю, что данная стратегия поведения характерна и для всех зверей-хищников. Львицы, например, охотятся лишь тогда, когда они испытывают чувство голода. Когда же они сыты, их ничто не может заставить охотиться, даже если антилопы пасутся в пяти шагах от них.

----------------------------------------------------------------------------
[1] Жак Лизо (род. 1938) – французский антрополог, ученик Клода Леви-Стросса. Чтобы сделать максимально полное антропологическое исследование, Лизо провёл в племени Яномамо более двадцати лет и выучил их язык. – Прим. пер.
[2] Lizot, « Economie ou société? Quelques thèmes à propos de l'étude d'une communauté d'Amérindiens », Journal de la Société des américanistes 9, 1973, pp. 137–175.
[3] Маршалл Салинз (род. 1930) – американский антрополог.
Tags: социология, традиционные общества
Subscribe

Posts from This Сommunity “социология” Tag

  • О "женщинах".

    Когда какой-нибудь мужчина рассуждает о "женщинах", он, как правило, гребёт всех женщин под одну гребёнку. А этого делать никак нельзя.…

  • О женской кооперации.

    "Эми Пэриш из университета Южной Калифорнии в Лос-Анджелесе считает, что в устройстве любого общества ключевую роль играет солидарность. Эми…

  • Возможна ли артель без атамана?

    М. Слобожанин в самый разгар революции, в 1917 году, отпечатал в Петроградском издательстве Г. А. Бернштейна свою рукопись "Народоправство и…

  • Эгалитарность и шаманизм.

    Ну вот и пришло к нам летнее пекло. Липецкую область, где я живу, достал раскалённый "язык" из туркменских пустынь. В ближайшие 6 дней…

  • Социум "М" или "Ж".

    О. А. Воронина в статье " КОНСТРУИРОВАНИЕ ЖЕНСТВЕННОСТИ: СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ АНАЛИЗ" пишет: " Антропологические, этнографические и…

  • Общественный строй крито-минойской цивилизации.

    М. М. Кухтин в статье " К РЕКОНСТРУКЦИИ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ МИНОЙСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ" говорит о пресловутой…

  • О гендерном неравенстве в Древней Греции.

    И.Е.Суриков в статье " Гендерный аспект поэзии и законодательства Солона" сравнивает положение женщины в архаическом и классическом…

  • Cosa Nostra эпохи неолита.

    «Цивилизованность общества определяется его отношением к детям, женщинам, старикам» (Франклин Д. Рузвельт). В этом смысле, общества с…

  • «Вольные» общества кавказских горцев.

    Ю. Ю. Карпов в статье "Вождь и народ: горско-кавказская редакция отношений" говорит, что " в «глухих» горных районах…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 5 comments