Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Category:

Краткий курс истории наси.

Говорят, чиновники в Москве запретили изложение "недостоверных сведений об исторических, о национальных, религиозных и культурных традициях народов". Я уже бросил свой блог, и всё более нарастает желание "свалить" отсюда тоже.

Дело в том, что изложение абсолютно всей истории - недостоверно. Нынешние дети в школе изучают историю по другим учебникам, а те учебники, по которым я учился, теперь считаются "недостоверными". И современные школьные учебники истории тоже будут "недостоверными", в своё время. По новому закону, их авторов можно "привлечь" за распространение заведомо недостоверной информации.

В общем, про народы, проживающие на территории РФ, я больше писать не буду (от греха подальше). Это только 1,9 % от мирового населения, так что потеря невелика.

Ю.А. Грачёва в статье "Прошлое и настоящее народа наси" пишет о тибето-бирманском народе, большая часть которого проживает в китайских провинциях Юньнань и Сычуань. В настоящее время существует несколько этнических групп, входящих в состав наси – акэ 阿可, мали-маса 玛丽玛萨, лулу 露鲁, баньси 班西, мосо 摩梭 и другие. До середины ХХ в. это были самостоятельные близкородственные народы, среди которых современные наси являются самыми многочисленными. Наиболее известной из этих групп является народ мосо, численность которого составляет около 40 000 человек, населяющий район озера Лугу уезда Юннина провинции Юньнань. Отличительной чертой этого народа является высокая роль женщины в обществе, которое является матрилокальным и матрилинейным. У мосо до сих пор сохранилась традиция «приходящего брака» (ачжу).

Говоря о происхождении народа наси, Ю. А. Грачёва ссылается на Джозефа Рока, который делает очень интересное предположение, согласно которому предки наси вели кочевой образ жизни. Джозеф Рок полагает, что, вероятно, они жили в чёрных юртах, а соседние с ними народы – в белых, и между ними происходили столкновения [1]. Отголоски древних событий мы встречаем в сказаниях наси, написанных пиктограммами дунба, и в настоящее время собранных в 100 томах Дунба цзин («Трактата Дунба»). Среди этих сказаний существует одно, которое называется Хэй бай чжи чжань («Война чёрных и белых»). В этом сказании речь идёт о противостоянии двух племён, которые так и назывались – чёрные и белые. Народ из племени чёрных выступает как во всех смыслах положительный, ему приходится вести борьбу с племенем белых, которые постоянно стремятся к их угнетению. Сказание заканчивается тем, что народ чёрных под предводительством жены погибшего правителя, ставшей их вождём, одерживает победу в войне над белыми [2]. Интересно, что пиктограмма дунба, имеющая значение наси, изображает человека с чёрным лицом, тогда как пиктограммы, обозначающие другие народы или просто людей, не обладают такой чертой.

Однако, несмотря на военные действия, период государства Наньчжао, а после и Дали (937–1253) стал ключевым в истории наси, поскольку именно на это время приходится пик складывания и развития культуры и общества этого народа, поскольку всё случившееся могло послужить толчком для консолидации людей и усложнения связей внутри их общества. В этот период наси занимались сельским хозяйством, которое уже имело хороший уровень развития, а немалая часть зерновых расходовалась на изготовление алкогольных напитков. Половину сельского хозяйства составляло огородничество, особенно много выращивали репу. Мосе разводили в основном яков, лошадей и овец. В «Истории народов Юньнани» приводится отрывок из Маньшу, где даются небольшие сведения о жизни мосе того периода: «У них много крупного рогатого скота, каждая семья имеет стадо овец. И мужчины и женщины носят овечьи шкуры. Этот народ любит много петь и танцевать» [3].

Обязательно следует отметить, что на этом важнейшем этапе формирования общества и культуры наси огромное влияние оказывает соседство с Тибетом. Здесь можно говорить о возникновении второго слоя культуры наси, если в качестве первого принимать влияние культуры и религии их предков – древнего народа цян. Прежде всего, Тибет оказал влияние на духовную, религиозную культуру наси. Древняя религия бон и тибетский буддизм оказали сильное воздействие на формирование религии дунба. Основатель религии дунба – Дунба-Шило, рассматривается исследователями как аналог создателя религии бон – Шенраба.

После того, как войска Хубилая подчинили земли наси, он стал раздавать местной знати (членам клана Му) чиновничьи титулы, установив систему тусы, которая продолжала функционировать на протяжении последующих династий Мин (1368–1644) и Цин (1644–1911). Потомственные правители клана Му осуществляли контроль над наси и другими этническими группами, которые находились на их территории. Они отвечали за сбор налогов для императорского двора в виде серебра и зерна. В конечном итоге, при династии Мин на вождей клана Му была возложена задача осуществления контроля над различными этническими группами в северо-западной части Юньнани.

В то же самое время клан Му становится важнейшим проводником китайской культуры в общество наси. Члены клана Му стали приглашать китайских преподавателей для домашнего обучения своих детей. Му Тай 木泰 (1455–1502) – первый среди наси человек, освоивший китайскую письменность. Он известен тем, что посвящал своей жене стихи, которые сохранились до настоящего времени. Таким образом, конфуцианская культура стала постепенно распространяться в верхних слоях общества наси, а наибольшего расцвета в Лицзяне она достигает в эпоху Цин. Однако простой народ продолжал придерживаться своих традиционных воззрений и образа жизни повсеместно практически до середины XX столетия.

После 1949 г. начинается преследование религии дунба, в результате чего был утерян большой пласт культуры народа наси – ведь дунба не является организованным институтом, не имеет специальных школ, а передаётся только посредством изучения священных манускриптов, написанных пиктограммами, и передачи знания от священника дунба к сыну. Во время «культурной революции» гонения на местные религиозные верования усилились, многие национальные праздники наси, проведения обрядов и церемоний были запрещены, монахов преследовали как людей, занимавшихся распространением «феодальных суеверных пережитков». С 1966 г. в Лицзяне начались массовые разрушения храмов, сжигались манускрипты дунба, со стен зданий стирались традиционные росписи, уничтожались даже национальные музыкальные инструменты. Самое тяжёлое для многих наси старшего поколения было то, что в этом движении активно участвовали представители своего же народа, одурманенные коммунистической пропагандой. Как сказала одна женщина наси: «Среди молодёжи, которые приходили ко мне в дом выламывать деревянную резьбу, было очень много наси. Это куда легче было бы терпеть, если бы они все были ханьцами пришедшими не из Лицзяна» [4].

В 1980-е гг. образовательная политика начинает постепенно меняться. В общеобразовательных школах стали появляться кружки культуры наси, куда охотно входила молодёжь из самых отдалённых деревень Юньнани, которая всё ещё помнила и уважала традиционную культуру дунба. Это у коммунистов везде так: они сначала рубят ветки, на которых сами сидят, а когда ствол народного древа остаётся голым, они начинают проявлять заботу о чудом сохранившихся веточках-отростках. При этом погромщики, уничтожавшие традиционную культуру, даже не порицаются, - о наказании за вандализм не может быть и речи! Государственные чиновники наказывают других за экстремизм, а своего экстремизма они не замечают. Прямо как евангельские фарисеи. В чужом глазу соломинку они видят, а в своём глазу бревна не замечают.

Вообще, район проживания народа наси относится к территории под условным названием Зомия.


Geographic-location-of-Zomia-in-Asia

Эта огромная территория находится на периферии девяти государств, не оказываясь при этом в центре ни одного из них. Там до самого последнего времени сохранялось местное самоуправление, и ещё совсем недавно подобные самоуправляющиеся общности составляли большую часть человечества. Просто в труднодоступных горах они сохранялись значительно дольше, чем на равнинах, народы которых были поглощены национальными государствами. В горах люди спасались от угнетения, с которым было сопряжено государственное строительство на равнинах, — от рабства, воинской повинности, налогов, барщины и войн. Государство, конечно, не оставляло в покое этих беглецов от барщины. Документальные источники хорошо описывают постоянные военные кампании против горных народов при китайских императорах династий Мин и Цин, приведшие к беспрецедентным восстаниям на юго-западе Китая в середине XIX века.

Конечно, для нас Зомия представляет особый интерес, так как в этом своего рода "старообрядческом" регионе сохранились "законсервированными" многие древнейшие традиции, в том числе и матриархальные. Джеймс Скотт в своей монографии "Искусство быть неподвластным. Анархическая история высокогорий Юго-Восточной Азии" (Новое издательство, 2017) пишет: "Таким образом, Зомия существует как регион не благодаря политическому единству, которого здесь просто нет, но вследствие аналогичности разнообразных горных сельскохозяйственных практик, моделей расселения и мобильности, принципов грубого эгалитаризма, который, что неслучайно, приписывает женщинам несколько более высокий статус, чем достался жительницам долин".

----------------------------------------------------------------------------------------------------
[1] Рок Дж. Чжунго синань гу насицзу ванго 中国西南古纳西族王国 (Древнее государство наси в Юго-Западном Китае). Куньмин, 1999, с. 39.
[2] Хэй бай чжи чжань 黑白之战 (Война чёрных и белых). Куньмин, 1999, с. 1–15.
[3] Ю Чжун. Юньнань миньцзу ши 云南民族史 (История народов Юньнани). Куньмин, 2009, с. 251–255.
[4] Halskov Hansen M. Lessons in being Chinese. Minority education and Ethnic Identity in Southwest China. Hong Kong, 1999, c. 58.
Tags: Китай, мосо
Subscribe

Posts from This Сommunity “мосо” Tag

  • Народность мосуо в Китае.

    В современном Китае, в провинции Сычуань, в предгорьях Гималаев живёт народность Мосуо, которая входит в состав группы народов носи. Это…

  • Матриархальный "реликт" в Китае (2).

    Удивительная народность мосо проживает в юго-западной провинции Юньнань и насчитывает на сегодняшний день около сорока тысяч человек. Это…

  • "Гостевой брак".

    Женатые мужчины западноафриканского народа сенуфо не живут со своими жёнами. Они посещают их по вечерам. Приносят немного деликатесов, проводят с…

  • Матрилинейность народа мосо.

    «Это единственное место в Китае, где нет мужей и отцов. Любящие друг друга мужчины и женщины встречаются по ночам, а утром мужчины…

  • И ещё о полиандрии.

    Полиандрия – (от поли…и греч. а ndros - мужчина, муж ), многомужество, редкая пережиточная форма группового брака, при…

  • Мосуо: Царство Дочерей.

    В Китае есть племя численностью в 40 000 человек, в котором главенствует матриархат. Название племени можно произносить по-разному: мусуо, мосуо,…

  • Матриархальный "реликт" в Китае.

    Когда говорят о матриархате, представляют воинственных амазонок, которые мужчин убивают ещё на подходе. Но вообще-то в мире прямо сейчас…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments