Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Categories:

О первобытном промискуитете.

Такой авторитетный учёный, как И.С. Кон, утверждает, что «абсолютный промискуитет (полная неупорядоченность половых отношений) учёными нигде не зафиксирован» [1], и я с ним полностью согласен. Ни у австралийских аборигенов, ни у африканских бушменов, ни у американских индейцев нет и не было беспорядочных половых отношений.

С другой стороны, древние историки Геродот, Страбон, Плутарх, Плиний сообщали о существовании беспорядочных половых отношений как у современных им, так и у более древних племён. Но стоит ли верить их сообщениям? У античных писателей - Гесиода, Геродота, Ктесия, Мегасфена, Плиния Старшего и др. - встречаются рассказы о людях с пёсьми головами. Согласно им, кинокефалы жили в Индии, Ливии, Эфиопии, Скифии — на границах тогдашней ойкумены. И промискумитет тоже, якобы, существовал у варварских племён на краю ойкумены. По Геродоту, агафирсы – соседи скифов – «со своими жёнами живут сообща и потому они все братья, у массагетов женщины – общее достояние, аусейцы в Ливии общаются со своими женщинами все вместе, подобно скоту, и не имеют собственных жён». Понятно, что псоглавцы и аусейцы, живущие подобно скоту, это "одного поля ягодки".

Существуют также россказни, будто где-то в далёких краях существуют (или существовали прежде) религиозные праздненства, на которых "всё позволено", и в сфере взаимоотношений полов в том числе. Этот феномен одним из первых описал Дж. Фрэзер, по мнению которого, «у многих народов существовал ежегодный период распущенности, во время которого отбрасывались обычные ограничения… В такой период люди предавались непомерному веселью и на поверхность вырывались тёмные страсти, которые они в обычной жизни держали в узде. Подобного рода взрывы подавленных человеческих влечений часто выливались в развратные и преступные оргии» [2]. В племени хо (северо-восточная Индия) на таком празднестве мужчины и женщины в удовлетворении своих любовных прихотей вели себя почти как звери [3].


Это описание Фрэзера напоминает распространённые до недавнего времени в среде невежественного народа байки о том, как баптисты на своих собраниях "выключают свет и в темноте ловят друг друга; кто кого поймает, тот того и поимает, независимо от степени родства". Вообще, известно, что примерно такие же байки рассказывали римляне про ранних христиан, и этот психический феномен сам по себе достоин изучения. Но, насколько мне известно, никто не взялся за исследование этой странной умственной аберрации, - во всяком случае, мне не попадались ни статьи, ни книги на эту тему.

При этом, конечно, следует отдавать себе отчёт, что в частном порядке, на индивидуальном уровне, половая распущенность встречается во все времена и во всех обществах. Время от времени мы читаем в СМИ сообщения о том, как "отец - с дочерью", "мать - с сыном", "брат - с сестрой". Такое иногда бывает. Но никогда и нигде не было, чтобы таким образом поступали абсолютно все члены какого-либо племени, чтобы такие отношения были нормой. Это легко понять. Один Чикатило или один маркиз де Сад возможны в обществе, но невозможно общество, состоящее из одних Чикатило и маркизов де Садов. Такое общество нежизнеспособно.

Впрочем, есть один вариант подобных отношений, которые могут длиться довольно долго. Это когда мужчины одного этноса ведут себя по отношению к женщинам другого этноса, как маркиз де Сад. "В истории о том мы тьму примеров слышим".


Жан-Леон Жером(1824-1904). «Арабский рынок наложниц»

Но, опять же, далеко не все мужчины из народа-"реципиента" получают в своё распоряжение женщин народа-"донора". В противном случае, народ-"донор" исчез бы за два-три поколения.

Другой вариант представляют собой подобные отношения внутри одного народа, когда, например, князь Владимир имел "300 наложниц в Вышгороде, 300 в Белгороде и 200 на Берестове". Понятно, что это было исключение, а не правило. Если б это вошло в правило, то варягам не с кого было бы дань собирать.

В данной области - как в семье: когда папа и мама работают в поте лица, их сынок может позволить себе подурковать в молодом возрасте. Но если дурковать станут все? Вот в этом и заключается основной довод против первобытного промискуитета: беспорядочные половые отношения неизбежно приводят к разложению и гибели социального организма. Дуркование одного князя Владимира племя может снести; если к нему "подключатся" его дружинники, каждому из которых захочется иметь по 800 наложниц, территория вокруг княжеского терема станет безлюдной на много-много вёрст. Древлянские мужики, оставшись без жён и дочерей, не станут ни пахать, ни сеять, и подадутся в разбойники. И - "finita la commedia", Киевская Русь...

Вот поэтому уже в самом начале человеческой истории мы видим экзогамию [4], которая оказала столь огромное влияние на весь ход дальнейшего развития общества, что с полным правом мы можем е` определить как самую «первую революцию древности». По меткому замечанию Ю. Лотмана, «культура начинается с табу». Установление экзогамного запрета можно рассматривать как первые, явные симптомы перерождения «зоологического», инстинктивного чувства в сугубо человеческие половые отношения, регулируемые нормативами культуры. Экзогамия представляет собой одну из самых архаичных форм табуирования, направленную на укрощение «основного инстинкта», при этом, как отмечают многие исследователи, в родовом обществе порой прощалось убийство сородича, но нарушение экзогамии – никогда, это преступление каралось смертью. Учёные склоняются к мнению, что экзогамный запрет не встречается ни в одном сообществе животных и, следовательно, представляет собой исключительно антропологическое, социокультурное явление, причины формирования которого до сих пор окончательно не ясны. По вопросу происхождения экзогамии существует множество теорий, но ни одна из них не является общепризнанной.

Как ни странно, но библейское описание человека в раю связано с табу: Адаму и Еве было запрещено вкушать плод с древа познания добра и зла. Значит, табу вписано в саму конституцию человека; как ни тяжело соблюдение табу, но без табу ещё тяжелее.

--------------------------------------------------------------------------------------
[1] Кон И.С. Введение в сексологию. – М.: Медицина, 1990. C.114.
[2] Фрэзер Дж. Золотая ветвь. Исследование магии и религии. – М.: Политиздат, 1980. C. 648.
[3] Там же. С. 618.
[4] Экзогамия (от греч. ехо – вне и gamos – брак) – запрет браков в пределах одной родственной группы.

Tags: экзогамия
Subscribe

Posts from This Сommunity “экзогамия” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments