Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Categories:

Неизведанная цивилизация.

Оригинал взят у alex_eastman в Неизведанная цивилизация.

Неолит на Ближнем Востока начинается примерно уже в 8-7 тысячелетии до н.э .В эту эпоху происходит важнейшее событие в истории человечества – переход к производящему хозяйству, т.н. «неолитическая революция». Человек приручает диких животных, начинает создавать керамические изделия, начинает заниматься земледелием, которое в дальнейшем станет основой экономики человечества ещё на долгие века.
Говоря о характере социального устройства обществ неолита, то на примере конкретного поселения, найденном в 1960-х гг в долине реки Конья в Турции, Чатал-Гуюк, можно говорить о первичной матрилинейности социума. Несмотря на критичное отношение некоторых исследователей к матриархату, как к более примитивной, а значит более древней форме социального устройства, чем патриархат, находки, сделанные на территории этого древнейшего «агрогорода» Чатал-Гуюк, позволяют говорить о том, что на территории этого поселения существовала, по всей видимости, матрилокальная община. Настенные росписи и барельефы, найденные на территории Чатал-Хуюка, ясно указывают на то, что жители древнего «протогорода» поклонялись именно женскому божеству, а характер женских погребений, которые к тому же значительно богаче мужских, говорят об их привилегированном положении.
Погребения женщин находят преимущественно на территориях храмов, в то время как мужчин погребали под лежанками или скамьями в жилых домах отдельно от женщин и детей . Также было обнаружено, что дети хоронились рядом с матерью, а не с отцом. Поэтому вполне логично предположить, что в Чатал-Гуюке женищны занимали важное положение и вероятно ведали религиозной жизнью этого поселения. На вопрос о том, почему именно женщины заняли доминирующее положение, стоит вспомнить о том, что роль женщины стала повышаться в обществе, что можно отчетливо проследить, именно с начала неолита. Согласно первобытному разделению труда, мужчины уходили на охоту, а женщины собирали коренья и фрукты. Соответственно открытие земледелия принадлежит женщине. А поскольку именно прибавочный продукт от сельского хозяйства позволил иметь некоторые излишки в производстве, то это способствовало возвышению женщин в обществе. Стоит также вспомнить, что именно на ней лежало все домашнее хозяйство. К тому же только женщина и земля имеют уникальную способность рождать, создавать живое. Эта способность (отсутствующая у мужчин) в мире первобытного земледелия была безусловным основанием для признания особой роли и места женщины-матери .


Религиозные воззрения.
Раскопки, произведенные на территории этого поистине уникального памятника времен неолита, позволяют говорить о развитой системе мировоззрения его жителей. Было обнаружено, что каждый третий или четвертый дом был украшен рельефами, скульптурами и фресками, из чего был сделан вывод, что эти дома являются святилищами, так как внутреннее убранство никак не связано с хозяйственной или бытовой деятельностью человека. Поскольку они включались в жилые комплексы, можно предположить, что каждый храм принадлежал определённой группе домов . На сегодняшний день открыто более пятидесяти таких храмов. Святилища имели тот же план и устройство, что и жилые дома, но отличались богатством и особым характером убранства. Одно святилище обычно состояло из четырёх или пяти комнат. Дифференциация этих святилищ позволяет предполагать, что они представляли собой "клубы по интересам" . На территории этих храмов были найдены многочисленные статуэтки женщин с гиперболически выделенными гендерными признаками, а также фигурки мужчин и животных, настенные барельефы и росписи, изображающие сцены из загробной жизни и некие ритуальные действия, скульптуры бычьих голов. Эти статуэтки различались по масштабу, формам, материалу из которого изготавливались. Одной из особенностей Чатал-Хююка является то, что божества представлены там в человеческом виде , но в качестве их символов выступают и животные .
Судя по характеру сохранившихся статуэток, женское божество было представлено в различных ипостасях. Основными мотивами ее изображения были в качестве богини, олицетворяющей производительные силы природы, в том числе и как повелительницы животных (в качестве девы или матери) и как богиня смерти и возрождения (в виде старухи). К примеру, в Чатал-Гуюке была найдена сделанная из белого мрамора фигура "двойной богини" с двумя головами, двумя парами грудей, но с одной парой рук. Она, вероятно, представляет собой два образа Великой Богини - матери и девы, предшественниц "Двух Владычиц" кносских текстов, знаменитых изделий из слоновой кости из Микены, а также Деметры и Коры классической Греции . Собственно можно говорить о неком культе женских божеств, которые представляют собой каждый некую сторону, и которые в своей совокупности являются отображением Богини-матери. Это не было жестким разделением на отдельные части, но лишь отображение того, что Богиня-матерь находилась везде, во всех сферах тогдашних религиозных представлений, и в жизни, и в природе, и в смерти.

Божество, олицетворявшее мужское начало, изображалось в двух ипостасях: либо как мальчик или юноша - сын или возлюбленный Великой богини, либо как зрелый мужчина с бородой, часто сидящий верхом на быке - посвященном ему животном. Нередко мужское божество изображалось просто в виде бычьей или бараньей головы. Ряды рогатых бычьих голов часто помещались вдоль стен на специальных скамьях или столбиках. Культ быка принадлежит к числу древнейших земледельческих верований. Позднее он вошёл в целый ряд древних восточных религий. Связь культа Богини-Матери с культом быка демонстрируют вылепленные из глины рельефы, изображающие женщину, дающей жизнь голове быка или барана. На одном из рельефов Чатал-Хююка, высеченном из камня, фигура женщины предстает стоящей за леопардом, также, вероятно, считавшимся священным животным.

Женское божество.
Центральным божеством религии Чатал-Гуюк - и это её главный признак - является образ матери - богини. Её центральная роль проявляется в сюжетах барельефов и фресок, найденных при раскопках священных мест . Среди скульптур богов и богинь, обнаруженных при раскопках, большинство составляли женские фигуры. Из 41 скульптуры 33 были, безусловно, женскими, а 8 скульптур с мужской символикой практически всё равно следует понимать в их отношении к богине: это либо её муж, либо сыновья. (А в более глубоких пластах при раскопках были обнаружены исключительно скульптурные фигуры богинь.) И не вызывает сомнения тот факт, что роль матери-богини была центральной: во всяком случае, ни одно изображение женщины не может быть интерпретировано как подчинённое мужчине. И это подтверждают изображения женщин, беременных или рожающих, а также изображения богинь, рождающих быка. (Ср. с типично патриархальным мифом о женщине, сотворенной из ребра мужчины, как Ева и Афина.) . Это древнее божество, корни которого уходят в верхний палеолит. Мать-богиня в религии неолита не только владычица диких зверей, она и покровительница охоты и земледелия, и защитница всей живой природы.
Мать - дарительница жизни могла иметь как антропоморфное, так и зооморфное обличие . Она часто изображается в сопровождении леопарда, или в одежде из леопардовых шкур, или символически в образе леопарда . Это объясняется тем, что леопард был самым хищным зверем того времени. И такие изображения должны были сделать богиню владычицей диких зверей. Подобные же приемы использовали намного позднее в Египте жрецы эпохи фараонов, которые носили мантии из шкур леопарда. Обошедшая весь мир статуэтка Тутанхамона, стоящего на леопарде, символизировала его власть над дикими животными . Этот же образ достаточно хорошо известен по более поздним минойской и микенской культурам, а также на примере классической Греции. Известные по греческим мифам Кибела, Артемида, Афродита классических времен сохранили черты, как божеств плодородия, так и Владычиц зверей.
Впечатляет крупная фигура богини из обожжённой глины. Она изображена рожающей - вероятно, ребёнка мужского пола, - причём её поддерживают два животных кошачьей породы . Найденная в зерновом ларе в культовой комнате А. II. 1, "она могла быть помещена туда, чтобы посредством симпатической магии влиять на плодородность зёрен» . Следует отметить тот факт, что животные, на которых она опирается, именно кошачьего семейства. Следы этого образа, а именно окружение «кошачьими стражами» мест силы, такие как места около трона или важные входы в здание, можно опять же проследить и в более поздних культурах Ближнего востока и европейского искусства, в частности на примере Богазкёя или Аладжи Хююк. В ранних египетских мифах бог земли Акер, (который являлся также богом «восточного и западного горизонтов» или «входа и выхода подземного мира») изображался в виде двух иероглифов сидящих спиной к спине львов. Возможно, что такую же роль исполняют два льва в изображениях легендарного героя-царя Гильгамеша, создавая прямую связь между дошумерской, шумерской и послешумерской культурами . Вероятно, эта статуэтка показывает не только образ женщины как повелительницы животных, но и особой значимости, а значит подлежащем охране, священного действа деторождения.
Кроме того, изображения рядом с леопардом указывает на двойную роль богини: она одновременно была покровительницей и жизни, и смерти. Как отмечает Меллаарт, "контрастирующие символы жизни и смерти - постоянная черта Чатал-Хююка" .
Столь впечатляющее соединение противоположных символов в фигуре Великой Богини, по-видимому, действительно можно отчасти объяснить тем прозаическим обстоятельством, что в древние времена вследствие плохих санитарных условий, в которых происходили роды, рождение и смерть часто соприкасались самым непосредственным образом . Мать-земля, которая рождает детей, а затем принимает их обратно в своё лоно, когда заканчивается их цикл жизни, вовсе не обязательно мать-разрушительница. Хотя очень редко это имело место, например индийская богиня Кали.
Что касается погребального обряда в Чатал Хююке, то источником наших знаний о нём являются как погребения под стенами и полом святилищ, так и настенные росписи с изображением огромных хищных птиц, вероятно грифов, растаскивающих плоть умерших.
Следует отметить, что в Чатал Хююкке зафиксирована прогрессивная практика обряда погребения, которая прямо предшествует экстрамуральным могильникам, поскольку под домами погребали только кости, завёрнутые в ткани или циновки. Иногда останки посыпали красной охрой и киноварью, а область шеи и лоб окрашивали синей или зелёной краской . Вместе с захороненными помещался сопроводительный инвентарь. Погребальные дары дифференцируются по половозрастному признаку: с женскими и детскими погребениями находили мотыги, костяные шпатулы, украшения; с мужскими - оружие . Сам процесс экскарнации протекал вне границ поселения. Для этого, если судить по росписям, найденным в одном из святилищ, сооружались специальные башни или лёгкие шалаши из тростниковых плетёнок и циновок, где тела усопших в течение некоторого периода времени поедались падальщиками, преимущественно грифами. Интересно заметить, что голова часто отделялась от туловища и помещалась рядом с головой быка (символом возрождения), что свидетельствует о возможном особом отношении к этой части тела. Вероятно, голова считалась вместилищем души . Ряд поразительных росписей, реконструированных Джеймсом Меллартом, показывают, как могли варьироваться мотивы Богини и грифа. Подобные узоры, только в ещё более схематизированном виде, до сих пор можно встретить на турецких безворсовых коврах.
Таким образом, типичное для хтонических божеств сочетание символики плодородия, рождения, жизни, с одной стороны, и смерти - с другой, в этой столь древней фигуре просматривается уже вполне отчётливо.

Мужское божество
Однако не только женскому божеству поклонялись и почитали жители Чатал-Гуюка. В святилищах было найдено множество бычьих и воловьих голов. Бык как символ плодородия, изобилия, регенерации, мужской силы встречается во многих культурах по всему земному шару. Это и Египет, и Двуречье, и долина реки Инд, и Крит и множество других примеров древних цивилизаций, в которых в той или иной степени и качестве использовался символ быка. Что собственно и поддаётся разумному объяснению, ведь все древние цивилизации в той или иной степени были земледельческими. А развитие земледелия находится в тесной связи с домашним скотоводством. Жители Чатал-Гуюка являлись одними из первых земледельцев и возникновение культа быка, вероятно, явилось следствием этого. Они верили в некую связь между быком как символом регенерации и женской способностью к деторождению. Это подтверждает тот факт, что на некоторых настенных скульптурных изображениях, в том месте, где должна была находиться матка, находится букраний. Сходство между видом женской матки в сочетании с фаллопиевыми трубами и букранием было обнаружено ещё художницей Д.Кэмерон, когда она вместе с Дж.Меллартом работала на раскопках Чатал-Хююка. Вероятно, при использовании практики экскарнации, которая была распространена среди жителей Чатал-Гуюка, было замечено это сходство, что и послужило толчком к возникновению этой идеи. Также интересен тот факт, что внутри лепных букраниев, были обнаружены человеческие черепа. Такое сопряжения символа регенерации, букрания, с вероятным вместилищем души возможно были связано с идеей о её воскрешении или воссоединения с Великой богиней.

Значение.
Неолитическая цивилизация, открытая Дж. Меллартом в Анатолии по словам некоторых исследователей «сияет, подобно сверхновой звезде в тусклой галактике современных ей земледельческих культур». Действительно, культура Чатал-Гуюка весьма показательна как пример тех поистине огромных возможностей, которые открывал для человечества переход к земледелию. Во время наибольшего расцвета своей культуры Чатал-Гуюк являлся олицетворением самого прогрессивного и последовательного выражения религиозного чувства в мире. Современная наука располагает слишком ограниченными данными для того, чтобы восстановить характер совершавшихся культовых обрядов, но одно лишь количество алтарей по отношению к общему числу помещений свидетельствует о культуре, поглощённой религиозными обрядами.
Ведь всего в нескольких сотнях километров от Чатал-Гуюка в те времена обитали племена людей, не поднявшихся выше охоты на диких зверей и примитивного собирательства. И влияние этого выдающегося культурного очага прослеживается далеко за пределами Анатолии – вплоть до Месопотамии. Но дольше всего его влияние чувствуется не на Ближнем Востоке, а в Европе, потому что именно на этом континенте неолитические культуры Анатолии положили начало земледелию, скотоводству и культу Богини-Матери – основам европейской цивилизации, многими еще отрицаемой.
Tags: Чатал-Хююк
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments