Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Categories:

Ладины - "последние из могикан" староевропейского матриархата.

Ладины - ретороманский народ общей численностью около 35 000 человек, проживающий на северо-востоке Италии, преимущественно в провинции Больцано — Южный Тироль (около 20 000 человек), а также в Тренто и Беллуно.

Южный Тироль

Сохранилось всего 18 деревень, раскиданных в Альпах на десятки километров друг от друга. И почти в каждой деревне свой диалект. У них никогда не было своего государства — границей их мира служат скалистые Альпы. От чужеземного влияния ладинов защищает языковой барьер, от всего остального — их женщины.

"Своих дочерей я назвал в честь принцесс из нашего древнего эпоса — Луянта и Доласилла. У меня пока всего двое детей, а вот в семье моей мамы было шестеро, в бабушкиной — 15. У ладинов исторически были большие семьи. Чтобы прокормить их, мужчины зимой часто уезжали на заработки в соседние провинции, а летом уходили с коровами высоко в горы. Хозяйство и община держались целиком на женщинах. Именно благодаря женщинам наш народ до сих пор и жив", - рассказывает Диего Клара.

"Общиной ладинов внешне управляли мужчины (как и у многих матриархальных народов, где женщины из-за занятости выбирают мужчину своим представителем, который должен отстаивать их интересы), но дома слово женщины — закон. Моё мнение в семье спрашивают в 4ю очередь — после матери, жены и дочерей. Так было и в семье моих родителей: решающее слово за мамой. Мама управляла таверной и пекарней, где кондитером трудился мой отец. Таковы устои в нашей общине".

"Замужние ладинки всегда носят на поясе кованый серебряный кошелёк, в котором спрятаны символы женской власти — нож и вилка. Одежда замужних дам тёмная. Украшение — корону из кружева — может позволить себе только маленькая девочка. Ярко и привлекательно у нас одеваются именно мужчины. Например, в Валь-Гардене мужской национальный костюм — кожаные штаны и яркий фрак с цилиндром. Так и в природе, например у птиц: уточка серая, неприметная, а селезень яркий, нарядный. Чтобы привлекать внимание. А женщины даже на праздник одеваются куда скромнее.

ладины
Красные жилет и сюртук с отделкой из зелёной парчи, широкополая шляпа, косынка на шее — костюм ладинского мужчины прекрасен во всём.

ладинки
Женщины даже на праздник одеваются куда скромнее.

В Валь-Гардене есть традиция: если девушка хочет выйти замуж, то осенью она дарит избраннику 3 груши. В Валь-Бадии похожий обычай, но своё расположение девушка показывает с помощью пасхальных яиц. Если на Пасху молодой человек получит одно яйцо — это значит, что в женихах ему не ходить, два яйца — девушка видит в нём только друга. А вот любимому дарят 3 яйца. После этого парень может идти к родителям девушки просить её руки.

Мать невесты готовит фуртаес — пирог из омлетного теста во фритюре. Она ставит пирог охлаждаться в отдельной комнате, а друзья жениха пытаются его выкрасть. Если мать отвлечётся и пропустит воришек, то это большой позор для всей семьи. Пирог символизирует, что целомудрие девушки её строгая мать сохранила до свадьбы.

Мы верим, что в горных реках живут вивены — добрые духи женского пола. Ведь вода, как и женщина, даёт жизнь и процветание. Вивены сидят вечерами у берега и полощут бельё. Если увидел вивену, пожелай ей добра — и оно вернётся к тебе в стократном размере. Но если обидеть вивену, её гнев обрушится на тебя стремительным горным потоком, и тогда несдобровать даже самому смелому и сильному мужчине.

Наши легенды и сказания существовали только в устном виде, передавались от матери к дочери. В ладинском эпосе главные героини с древности всегда женщины. Именно они принимают решения, правят судьбами народа, даже выходят на поле боя. Во всех сказках и легендах читается главная мысль — равновесие ладинского мира нарушается, как только на ход событий пытается повлиять мужчина.

Ладины — мирный народ, мы никогда не воевали против кого-нибудь. Но нас отправляли на фронт во время войн, потому что мы меткие стрелки и знаем окрестные горы как свои 5 пальцев. Первая мировая война наложила большой отпечаток на сознание людей, ведь именно её события привели к тому, что наши земли в 1919 г от Австро-Венгрии отошли итальянцам. Для нас Первая мировая — главное историческое событие. Эту войну мы ещё не пережили.

1 и 2 ноября мы отмечаем праздник мёртвых, поминаем всех павших. На этот праздник наши женщины готовят казунзей. Это особый вид равиоли квадратной формы или в виде полумесяца с начинкой из шпината (зелёные) или свёклы (красные). Их жарят в масле и оставляют на ночь в миске остывать. Считается, что ночью полакомиться ими приходят умершие родственники. Наутро семья доедает «остатки» и благодарит мёртвых за щедрость.

Мы спокойно относимся к смерти. Наши кладбища всегда располагаются в центре деревни, вокруг церкви. Сейчас в деревнях появились дорогие отели, их тоже строят в центре. Туристы удивляются, почему окна самого лучшего номера неизменно выходят на кладбище.

Вплоть до 60-х годов ладины жили бедно. Да и сейчас фермерством много не заработаешь. Когда стал развиваться горнолыжный туризм, ситуация немного улучшилась. Рано утром ты крестьянин, днём — смотритель подъёмника. Вечером снова крестьянин — спускаешься с гор обратно в свою деревню, где тебя ждёт жена, и идёшь доить коров. Как твои дед и отец.

Сегодня ладины владеют многими профессиями, но чем бы сегодня они ни занимались, основу их жизни всё равно составляет сельское хозяйство. Основными занятиями ладинов до сих пор являются скотоводство, земледелие, резьба по дереву и плетение кружев. Основа рациона — хлеб. Если зачерствел, его не выбрасывают: крошат, заливают молоком и готовят кнедлики. В хорошие времена на столе появляются и мясо, и дичь. Каждая хозяйка умеет готовить десятки видов колбас и сосисок".

Источник - «Вокруг света» № 1, январь 2017
Tags: горы, ладины, матриархат, пережитки матриархата, совр. Европа
Subscribe

Posts from This Сommunity “матриархат” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 2 comments