Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Category:

Потусторонний мир — мир огненный.

О.Б. Степанова  в своей статье "МАТЬ-ЗМЕЯ И ОБРАЗ ДУХА-ОХРАНИТЕЛЯ В МИФОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ СЕЛЬКУПОВ" пишет:

"Змея в мифологических представлениях селькупов — одна из ипостасей главного селькупского божества — священной матери-прародительницы. Она имеет тесную связь с её огненным обликом: изображение матери-первопредка — знак туши — трактуется одновременно как изображение матери огня [Пелих 1998: 28]. Змея входит в число главных «атрибутов» матери-огня в её огненном мире [Пелих 1998: 68]."

Далее говорится о духах змеевидной матери-огня, описание которых напоминает Змея Горыныча из наших сказок (семиголовый змей Варга-сыль-лоз). "Существует предание, в котором рассказывается, что когда-то змеи были рогаты, т.е. занимали главенствующее положение в иерархии духов [Мифология… 2004: 319; ПМА]. В представлениях селькупов слово «рогатый» означает «главный», «верхний», «самый мудрый» и «начальник»: председателя сельсовета в селе Ратта до сих пор называют омтый олый кум — «рогатой головы человек» [ПМА]."

"Для почитания змеиных духов у селькупов существовало несколько святилищ. На мысу у впадения в р. Худосей р. Варгасыль-кы было специальное место культа великого семиголового змея Варга-сыльлоза — «чёртова земля». Там стоял на сваях священный амбарчик и росла святая ель, на её стволе был виден след змея, оставленный молнией [Пелих 1998: 20–21]."


"Змея, являющаяся ипостасью великой матери, дарующей жизнь и несущей смерть, может выступать в представлениях селькупов и как доброжелательный людям дух, и как враждебное им существо. В одном из сказаний заблудившегося охотника, попавшего в землю змей, спасает от смерти старая царица-змея, она выводит его на человечью тропу [Кудряшова 2000: 227]. В другой сказке мать-змея, живущая в камне, мстит герою за смерть своих детей и превращает его в камень [Мифология… 2004: 249]. Змей Курвонт-ши не давал людям селиться на своём мысе, убивал всех, кто пытался это сделать, но помогал людям, обращавшимся к нему с просьбами [Пелих 1998: 56]."

"Змеи в представлениях селькупов делятся на красных и чёрных. <...> Красная (кровавая) огненная змея мунга — летучая змея, «летает как молния, как стрела». По материалам Е.Д. Прокофьевой, красные существа чорыш шу — «змеи кровавого моря», они летят на землю с неба [Прокофьева 1961: 68]. Они же «внутри неба живущие духи» [Там же: 69]." Вместе с тем, "Змеи мунга родились в подземном огненном мире. Оттуда они выползают на землю [Пелих 1998: 68–69]. Мунга могут быть разных размеров: от маленьких червяков, которые заползают внутрь тела живого человека (и он начинает тогда болеть) [1], до огромных чудовищных драконов (мангытхай) [Пелих 1998: 68–69]. Змея мунга, представлявшаяся в виде женщины-манерга, — «главный змей, великий чёрт Ло»".

"Итак, красные змеи сочетаются с образами женщины-предка и огненным/кровавым (или водным) миром, как нижним, так и верхним. Красные змеи — «охранители» границы земного и потустороннего миров — выступают как враждебные человеку существа, духи, убивающие и поедающие человека (что согласуется со «смертельной» функцией матери-предка).

Чёрная летучая земляная змея шу (сю) представлялась в виде многоголового существа, живущего в норе, в земле. По функции тёмные змеи кат шу или лэбыра — «охранители неба». «С наступлением тьмы, с уходом солнца лэбыра выходят на небо и стерегут землю и солнце» [Прокофьева 1961: 68]. Тёмные змеи связываются с большекрылой птицей — орлом, лэбыра — с тучей, «закрывающей солнце» и «охраняющей солнце» [Прокофьева 1961: 68, 70; 1949: 348–350]. Таким образом, чёрные змеи — небесные и подземные — связываются с матерью-предком, землёй / камнем, птицей, орлом, «закрывающим солнце» и «охраняющим солнце», огнём, стрелой и скелетом, они «охранители» и «сторожа» границы земли с иным миром.

Стало быть, красные и чёрные змеи имеют очень мало отличий: красные змеи связываются с кровью и водой, а чёрные — с землёй и камнем. К общим характеристикам красных и чёрных змей относится то, что это образы матери-предка, сочетающиеся как с нижним, так и с верхним миром, они одинаково соединяют в себе образы птицы, стрелы-молнии, огня, человека и скелета. И те, и другие змеи «забирают», «закрывают» и «охраняют» солнце, а также выступают как «охранители» и «сторожа» границы иного мира и земного. Функции «охранителей» солнца и «охранителей» границы / входа в иной мир можно объединить, так как солнце / огненный мир является образом внеземного мира.

Красные и чёрные змеи — убийцы человека, поедающие его тело. «Чёрные и красные змеи имели прямое отношение к болезням и смерти человека. Считалось, что красные змеи “съедали” тело и кровь, а чёрные змеи — кости любого живого существа. Змеи способны были “поедать” как умершего, так и живого человека. Тот “сох”, худел и умирал. Чувство страха перед змеиными духами объяснялось верой в способность последних уничтожать кости у ещё живых существ» [Пелих 1964: 138; 1980: 26; 1998: 54].

Объединение функций змей-«охранителей» и змей-«пожирателей» человека позволяет заключить, что змеи — убивают / поедают человека при переходе им границы иного мира, являются причиной и следствием его смерти, т.е., умирая и уходя в мир иной, человек, как представлялось, поедался змеей — духом-предком.

Человек (его душа), умирая, переходя границу миров, попадал в иной мир — утробу мифической матери-предка и обретал форму, подобную образу этого иного мира, т.е. форму, подобную образу своего предка. Значит, умерший человек, поедаемый змеёй, на том свете превращался в змею.


духи
Из наскального искусства австралийских аборигенов.

Итак, змея была одним из образов великой матери-предка, дарующей жизнь и несущей смерть. Мать-змея, олицетворяя иной мир, убивает / поглощает человека при переходе им границы земного и внеземного пространства. При этом умерший, равно его душа, обретает подобную ей форму, превращаясь на том свете в змею."



* * * * * * * *


Очень интересный материал, позволяющий понять, почему шаман перед камланием разогревает свой бубен около огня. Да и само камлание есть своего рода "радение", призванное "разгорячить", "распалить" шамана. Потому что иной мир — мир огненный, и чтобы попасть туда, надо уподобиться огненному естеству. Думается, что ритуальные танцы до изнеможения, всю ночь напролёт, также имели целью настроить участников действа на восприятие огненных энергий.

Шаман с бубном у костра

Говорят, что материлизовавшиеся предметы во время "буйства" полтергейста на ощупь тёплые или даже горячие. Это понятно: они же "вышли" из потустороннего мира.

Ну, я здесь не стану перечислять все примеры, иллюстрирующие связь иного мира с огнём, - от чертей, поджаривающих грешников на раскалённых сковородках, до "разделяющихся языков, как бы огненных" Пятидесятницы, - потому что эта тема поистине необъятна.

Замечу лишь, что огненные змеи в мифологии селькупов имеют "образ и подобие" великой матери. Это очень важно для понимания образа Матери Земли, которая "чревата" огнём. Очевидно, образ древнегреческой Гестии связан с шаманизмом и коренится в самых первобытных временах.

--------------------------------------------------------------------------------
[1] По материалам Е.Д. Прокофьевой и Г.И. Пелих, болезни и смерть людей объяснялись тем, что мелкие, невидимые, «ходящие как ветер», болезнетворные духи вселялись в человека, принимая вид червя. Они проникали в тело человека через рот, нос, глаза, через любую царапину на его коже или залезая под ногти. «Поэтому, — говорили старики, — на улице всегда надо ходить в рукавицах». Посылались эти духи божествами как верхнего, так и нижнего мира [Прокофьева 1949: 342; Пелих 1998: 25–26]. Этих духов называли «ерёмка», «червь» (тук или нень), а также «божье мученье» (нут кеккы) [Прокофьева 1976: 123; Пелих 1998: 25–26].

Tags: Гестия, Мать Земля, змеи, огонь, селькупы, шаманизм
Subscribe

Posts from This Сommunity “змеи” Tag

  • Кассандра.

    Автор блога Old European Culture пишет: Сцена из Троянской войны: Кассандра цепляется за ксоан, деревянное культовое изображение Афины, в то…

  • Змейка из Тиуанако.

    olly_ru в записи Древний город Тиуанако выложила эту фотку со змеёй на менгире. Тиуанако на языке инков означает "мёртвый…

  • Бестиарий Гёбекли-Тепе.

    На сайте ИСТОРИОСОФИЯ в статье " Тайны Гёбекли-Тепе раскрыты — что скрывали храмы возрастом 10 тысяч лет" говорится, что…

  • Змеи Гёбекли-Тепе.

    Продолжаем "штудирование" Гёбекли-Тепе. На сайте ИСТОРИОСОФИЯ в статье " Тайны Гёбекли-Тепе раскрыты — что скрывали храмы…

  • Родо-племенные игрища австралийских аборигенов.

    Игра австралийских аборигенов "в змею" чем-то напоминает нашу детскую игру "в ручеёк". Вся группа участников игры, взявшись…

  • В лабиринте ведийской мифологии.

    О. Н. Куслий в статье " Божественный женский персонаж в контексте основного ведийского мифа" пишет: "Подвиг Индры [ 1] принято…

  • Рогатая змея.

    «Рогатая или увенчанная полумесяцем змея появляется на пещерных рисунках эпохи палеолита; начиная со времени неолита, её рельефные изображения…

  • Священное оружие матриархата.

    Слово яга А.Н. Афанасьев сближал с санскр. aha— «змей». Как верно подметил К. Д. Лаушкин, если миф сообщает, что у божества не…

  • Реконструируем образ Медузы.

    Как показал А. Фротингем, Медуза Горгона представляла собой гротескный образ почитавшейся богини более ранней эпохи, чем знакомая нам…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments