Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Categories:

Африканская "большая семья" (линидж).

Д. Пирцио-Бироли в своей монографии "Культурная антропология Тропической Африки" (М.: Издательская фирма “Восточная литература” РАН, 2001) говорит, что "в традиционных африканских обществах, безусловно, можно выделить элементарную семейную ячейку, включающую лишь родителей и младших детей, но она практически не встречается в качестве существующей самой по себе в домашней организации. В отличие от того, что происходит в индустриальных обществах, и вследствие проблем высвобождения от зависимости от природы структура семейной ячейки всегда имеет более сложную форму, где вместе с отцом, матерью, холостыми сыновьями, незамужними дочерьми живут старшие родственники (в особенности если они вдовые), холостые братья и незамужние сёстры родителей, а также их племянники, у которых нет другого домашнего очага.

сомба 4
Большая семья создаёт институированную связь своих членов, обеспечивает им необходимую безопасность и идеологическую идентичность; она является ячейкой общества, центром вселенной, вокруг которого, как по концентрическим кругам, складываются все прочие социальные структуры—линидж (наиболее широкая группа родственников), клан, племя, государство. Обычно патриархом является самый старший среди живущих родственников (которым может быть даже женщина, если она вдова и в возрасте, уже исключающем деторождение [1]). Это означает, что наследование осуществляется прежде всего в пользу родных или двоюродных братьев покойного, вплоть до завершения жизни всего поколения (законный наследник отстранялся от власти только в случае физических или психических недостатков или из-за недостойного поведения). Патриарх выполняет все основные санкции социальной жизни: религиозные (жрец домашнего культа), экономические (управитель общего достояния, глава трудового коллектива, ответственный за распределение обрабатываемых земель и продуктов, хранитель прав и привилегий предков, особенно тех, которые восходят к первоначальному соглашению с духами земли), правовые (хранитель обычаев и судья в спорах), политические (представитель семьи в совете знати деревни, клана или племени и вообще во всех внешних связях, в тех, что относятся к налогам и к военному набору, перед высшими инстанциями социальной власти). В отличие от семьи античного Рима африканская семья является демократической общностью: патриарх во многом действует как представитель семейного совета на основе некоего консенсуса, который складывается на его заседании.

В семейной структуре особое значение отводится линиджу, т.е. связи, основанной на кровном родстве, которая приводит к одному предку через родственников по материнской (матрилинидж) или отцовской (патрилинидж) линии в соответствии с принципом, принятым, как мы увидим, всем обществом. Поскольку родственная связь должна быть чёткой и доказанной генеалогически, она на практике может охватить максимум от 3 до 5 и даже до 7 поколений (от дедов до прадедов в третьем и пятом колене). Подобная сплочённая группа представляет собой, без всяких исключений, институт, общий для всей Тропической Африки. Он имеет большое значение для каждого человека, поскольку сообща защищает того из своих членов, кому угрожает опасность, мстит за него, улаживает его споры с другими членами линиджа, участвует, если это необходимо, в уплате брачного выкупа, помогает ему, если это нужно, в постройке хижины или в расчистке отведённого ему для обработки поля, ухаживает за ним и обрабатывает вместо него поле, если он болен, а в случае его смерти заботится о жене и детях, которых забирают к себе кровные или другие родственники. Африка, как известно, никогда не знала ни сирот, ни вдов.

Власть в семье и в деревне, даже когда родство отсчитывается по материнской линии, всегда принадлежит мужчинам, которые при разделении труда и функций берут на себя обязанности, более для них подходящие, но и более престижные в социальном отношении. Несмотря на это, женщина сохраняет своё значение (даже в патрилинейной системе родства) в качестве хранительницы жизни, источника плодовитости и силы группы — обстоятельств, которые определяют сферу её прав и составляют основу её социального влияния, каковое отнюдь не является ни маловажным, ни второстепенным. Вопреки определённым внешним признакам и господствующему у нас мнению, африканская женщина занимает осязаемо равное по отношению к мужчине положение, так что когда она случайно выходит замуж за европейца, то, как кажется, теряет в свободе и в достоинстве; если же женщина больше не занимает первое место, это вызвано арабо-берберским и европейским влиянием.

Линидж выступает как наиболее глубокая и существенная коллективная структура: он доминирует над всем существованием африканцев. <...> Человек в Африке отличается от других скорее не в пределах касты (особой социальной структуры, не носящей всеобщего характера), профессии (не имеющей большого значения при незначительном разделении труда), уровня образования (как правило, слабо дифференцированного), дохода (обычно обобществляемого), религии (обычно единой), а прежде всего линиджем, который определяет его место и в лоне которого он получает любую из своих возможных социальных функций, любую защиту от внешнего мира и в котором он познаёт весь диапазон своих прав и обязанностей по отношению ко всем остальным. Таким образом, каждый человек живёт в большом естественном людском кругу, размеры которого зависят от браков, рождений, смертей, от пределов, поставленных законом и моралью, и который находит своё конкретное выражение на трёх отчётливых уровнях: простой семьи, линиджа и клана. То огромное распространение, какое в Африке получило употребление слова “брат” в различных плоскостях социальной организации, действительно показывает, как человек на деле выступает частью “общности братьев”. Положение африканца по отношению к линиджу и к более широкому родству по крови и по свойству сравнимо с тем, в каком находится — с точки зрения биологии — рыба в воде".

------------------------------------------------------------------------------------
[1] Очевидно, когда она уже “ограждена” от “лунной крови”, крови родов.


Tags: Африка, семья
Subscribe

Posts from This Сommunity “Африка” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments