Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Category:

Землевладение в традиционных обществах Африки.

Д. Пирцио-Бироли в своей монографии "Культурная антропология Тропической Африки" (М.: Издательская фирма “Восточная литература” РАН, 2001), говоря об имущественных правах, касается и темы земельного права в традиционных обществах Африки.

"Действительные права на земельные владения установлены традиционными нормами, которые могут меняться в своих второстепенных аспектах от одного общества к другому, но в целом покоятся на одних и тех же общих принципах. Земля не может быть предметом собственности, в том числе и коллективной, но она не является и res nullius*, по крайней мере когда может дать экономический доход. Земля является чем-то вроде res sacra**, которым никому не приходит в голову завладеть. Пришедшая первой на данное место группа — семья, линидж, клан, племя — может самое большее с помощью подношений и жертв получить от местных духов прерогативу на пользование землёй для себя и своих потомков, создав тем самым нечто вроде основания для владения. Далеко не составляя подлинного права собственности, такая прерогатива может дать лишь право пользования или узуфрукта, которым общество владеет с прародительских времён. По той же самой причине земля неотчуждаема и неделима, разве что с божественного соизволения и вследствие новых ритуалов. Даже военное завоевание не властно над духами места, сохраняющими свои прежние права, и само по себе оно не может дать действительных прав на земельное владение".

Далее Д. Пирцио-Бироли пишет нечто неудобовразумительное: "Связь с духами может поддерживать лишь патриарх, происходящий от первых поселенцев, или “владыка земли." Ну, мы же знаем, что связями с духами занимаются "избранники духов", шаманы/шаманки, а не патриархи, Ванга, а не Тодор Живков.

"Пастбища могут принадлежать деревне в качестве общественного владения (ньякьюса в Танзании); в этом случае деревня иногда упорядочивает их эксплуатацию и пользование колодцами (ланго в Уганде). Или же это право может быть признано за главой племени, который организует в общих чертах эксплуатацию этого района различными кланами (тсвана в Ботсване). Право на пастбище может принадлежать тому, кто вырыл колодцы, однако по соглашению с теми, кто продолжает жить здесь поблизости (бушмены).

Правам на пастбища аналогичны права, относящиеся к охотничьим территориям, которые ценятся соответственно качеству и количеству дичи и источников воды. Над общественным владением здесь преобладает групповое владение объединением охотников. Но встречаются и случаи свободной охоты у различных групп населения (бушмены). Источники воды и здесь служат конкретными знаками владения, в то время как среди различных охотничьих территорий могут существовать зоны, считающиеся “нейтральными”."


Африка

Таким образом, предметом настоящего права собственности может быть только движимое имущество, созданное самим человеком, которое может существовать в виде либо семейной собственности, либо личной собственности, согласно тому, является ли продукт результатом коллективного или индивидуального труда. В личную собственность входит имущество, произведённое или приобретённое лично самим человеком: собранный урожай, охотничья добыча, рыба, скот, обработанное дерево, хижина, одежда, золото, украшения, орудия труда, различные инструменты и утварь, оружие, лодки, колодцы и др. Факт создания этих предметов самим человеком или, во всяком случае, затраченный им на их производство труд влекут за собой нечто вроде отождествления предметов с их владельцем, что признаётся всеми и самим заинтересованным лицом."

Хотя вопросы землевладения напрямую не связаны с интересующей нас темой "священного матриархата", однако они очень важны для адекватного понимания оснований традиционных (в том числе, и матриархальных) обществ. Мы видим, что всё опять упирается в духовность и религиозность общества. Где велико и глубоко чувство сакральности земли, где она почитается как Мать Земля, там земля не может быть предметом собственности, и, следовательно, невозможно появление государства, этого наиболее ярко выраженного продукта патриархального менталитета. И наоборот: образование частной собственности на землю является лишь прямым следствием десакрализации земли, что, в свою очередь, является результатом утраты духовности. Опять же, и на этом примере, мы видим, что само существование матриархальных обществ сопряжено с высоким "градусом" духовности. Где духовность, как спирт, "выдыхается", там появляются землевладельцы-государственники. Они проводят границы своих территорий и начинают кровавые игры в "землемеры" [1] с другими государственниками.
-----------------------------------------------------------------------------------------

* Res nullius — никому не принадлежащее имущество (лат.).
** Res sacra — священное имущество (лат.).
[1] В детстве я играл в такую игру с мальчишками. На земле рисовался круг или овал размером приблизительно 2х3 метра, который делился пополам. В игре участвовало двое. Каждый игрок имел свою землю и, обычно, кухонный нож с острым концом. Первый играющий, определяемый жребием, вонзал нож в землю противника. Затем он должен был, находясь на своей земле, провести линию от границы противника до своей границы. Направление линии определялось плоскостью ножа. Таким образом, последовательно отсекались части земли противника. Если нож не втыкался или ты не мог дотянуться до границы, ход переходил к противнику. Игра заканчивалась, когда один из играющих не мог стоять ногами на своей земле, ввиду её малости.

Tags: Африка, землевладение
Subscribe

Posts from This Сommunity “землевладение” Tag

  • О пожарах в Якутии.

    Пишут, что "в Якутии сгорели уже более 8 миллионов гектаров леса. Лесные пожары в этом году названы самыми масштабными за всю историю…

  • О круговой застройке.

    Так выглядит одна деревня в Дании. Круговая застройка напоминает матриархальные поселения трипольской культуры. Ну и ещё напоминает…

  • Как вступали во владение землёй в ведической Индии?

    "В ведической Индии законное вступление во владение землёй осуществлялось посредством возведения алтаря в честь Агни", - сообщает Д. В.…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments