Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Categories:

Деревни как строительные "модули" культур.

Д. Пирцио-Бироли в своей монографии "Культурная антропология Тропической Африки" (М.: Издательская фирма “Восточная литература” РАН, 2001) говорит, что "по всей Африке, каковы бы ни были исторические превратности, глава деревни и совет старейшин образуют основную политическую ячейку". Это мы должны принимать в расчёт, когда, например, пытаемся реконструировать социальные отношения в общинах Старой Европы эпохи неолита.

"Прежде всего арена этих проявлений представлена деревней, средой одновременно человеческой и сверхъестественной, настоящей “приходской церковью”: у неё есть собственная индивидуальность и имя, навеянное флорой, фауной, легендой, мифом или характером жителей. Деревня и прилегающая к ней местность воплощают длительный коллективный опыт, который восходит к незапамятным временам их прихода на эту территорию, когда в тесном союзе человеческой группы и её главы с землёй и с духами этого места возникли высокие и незыблемые права в пользу общины. Этот “habitat”* человек постепенно и терпеливо преобразовывал во всех деталях, благодаря чему каждая его сторона, каждая частность, каждый камень или дерево имеют своё название и своё значение. Вся жизнь общины протекает в рамках деревни: рождения, браки, похороны, инициации, обряды, праздники, трауры, улаживание споров, воспитание молодёжи, обсуждение планов, принятие и важных решений, и всех других, касающихся деталей повседневной жизни. Всё это обсуждается в “общинном доме” путём бесконечных совместных совещаний.


Разумеется, деревня не является ни вечной, ни неподвижной: она может переместиться вследствие переселения, может отделить от себя какие-то части или другие деревни вплоть до создания новой группы. О каждом из этих торжественных действий необходимо уведомить заранее, посоветоваться, получить согласие прежде всего у духов земли, а потом и у предка-основателя. Особенно деликатное религиозное действие представляет перенесение деревни: оно требует новых обрядов из-за изменения первоначальных условий. Деревня даёт приют всем потомкам основателя и всем семьям, которые постепенно присоединились к ней, получив на это разрешение, но в любом случае пришедшие первыми всегда сохраняют превосходство в ритуальном плане. Тенденция такова, что старое поглощает и ассимилирует новое, а индивидуальность каждой семьи и отдельного человека становится выражением общей истории, отмеченной первоначальными религиозными актами. Если бы не необходимость контактов с внешним миром, связанных с браками, рынками, участием в более крупных тайных союзах, в жизни государства, деревня была бы настоящей автаркической общиной в религиозном, социальном, экономическом и политическом отношении".

Значит, с большой долей уверенности можно предполагать, что и Старая Европа состояла из деревень, которые, как передвижные строительные "модули", структурировались в различные неолитические культуры.


Сначала неолитчики пришли в Грецию. Зелёные стрелки это Дунайские культуры. Синие - Средиземноморские, а Фиолетовые - малоизученные мигранты, эдакие искатели счастья вне общего потока.

Для нас является очень важным свидетельство Д. Пирцио-Бироли о том, что "по всей Африке глава деревни и совет старейшин образуют основную политическую ячейку". Очевидно, в Старой Европе было всё то же самое.

Здесь кстати будет ещё раз привести и высказывание Д. Пирцио-Бироли, что в Африке во главе "большой семьи" (линиджа) могла быть женщина. То есть, по сути, главой деревни. Раз такое было в Африке, то, спрашивается, почему этого не могло быть и в Европе?

--------------------------------------------------------------------------------
* Habitat — среда обитания (франц.).

Tags: Африка, социология
Subscribe

Posts from This Сommunity “Африка” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 4 comments