Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Categories:

О магической составляющей царской власти.

Как известно, царская власть в древних обществах, если она не была совсем уж "отвязной" и "упоротой", не скрывая свою бандитскую сущность, часто апеллировала к сакральности ради собственной легитимизации в глазах подданных. Но вот что примечательно: довольно часто правитель, перед тем как торжественно получить инсигнии власти, должен был провести некоторое время в уединении. Так, например, новый алафин в Ойо (Нигерия) после многомесячного уединения проезжал в процессии через город Ойо и торжественно вступал в свой дворец, где ему вручался меч Ораньяна, обожествлённого героя-основателя, принесённый из священного города Ифе. Считалось, что монарх владеет “божественным даром”, т.е. ему дарованы сверхъестественные силы: в государстве Анколе ему приписывались магические возможности, которые позволяли ему вызывать дождь, возвращать плодовитость женщинам, защищать скот от болезней. Другими словами, монарх пропитан дарованными свыше силами, которые неизбежно распространяются вокруг него.

И здесь необходимо особо подчеркнуть, что эта божественная "благодать" как бы концентрируется, "конденсируется", накапливается в монархе лишь в том случае, если он пребывает в одиночестве. Всякое передвижение монарха с места на место, всякие контакты его с другими людьми, всякое отвлечение его от "единого на потребу" лишают его "благодати". Именно опасением, как бы монарх не стал жертвой “испарения” своих божественных возможностей, объясняются многочисленные предписания, ограничивающие его передвижения: оба в Бенине на всю жизнь был привязан к своему дворцу; они (религиозный глава) в Ифе никогда не должен покидать свой город; царь Виды (Дагомея) выходил не более одного или двух раз в год; царь Нижней Гвинеи жил в уединённой и недоступной резиденции в лесу; в государстве Ашанти асантехене никогда не должен был ходить босиком и должен был шествовать медленно (сопровождающие его тамтамы постоянно напоминали ему: “Медленно! Медленно! Вождь идёт медленно!”). Мвами в Руанде не мог ни участвовать в войне, ни танцевать, ни вступать в половые сношения в течение всенародного поста в мае— июне; в случае военного нападения он должен был оставаться неподвижным в сидячем положении, не глядя ни направо, ни налево, ни назад. Интересно, что примерно таким же образом вёл себя и один карфагенский полководец на Сицилии во время сражения с греками; я давно уже читал об этом, и забыл его имя.


Теперь перед нами возникает прелюбопытнейший сюжет о девице в башне. Согласно сюжету немецкой сказки, Рапунцель, дочь добрых людей, была отдана в качестве платы за лекарство некоей ведьме, жившей в закрытом от мира доме. Когда девушка подросла, то ведьма по непонятным причинам оградила Рапунцель от общения с миром:

"Когда девочке исполнилось двенадцать лет, старуха отвела её в дремучий лес. Там колдунья закрыла Рапунцель в высокой башне без дверей и ступеней с небольшим оконцем в единственной комнатушке на самом верху. Только одного человека могла видеть Рапунцель – гадкую ведьму, которая ежедневно навещала девушку. Она подходила к подножью башни и кричала:

“Рапунцель, Рапунцель, ну-ка опусти косу!”

Бедная девушка послушно делала то, что ей велела колдунья. Гадкая старуха, словно по канату, взбиралась по её роскошной косе в комнатёнку".

Если отбросить волшебные элементы, то в немецкой сказке мы видим некое здание или башню, куда вход мужчинам запрещён, как запрещены сексуальные контакты для женщин, живущим в этой башне. Ведьма, как можно, предположить, так же девственница – не упоминаются ни муж, ни дети ведьмы. В двенадцать лет Рапунцель заключили в башню, то есть возраст первых месячных у девочек. Ведьме зачем-то требовалось, чтобы Рапунцель хранила девственность.

Вспомним о том, как в 69 г. германское племя батавов подняло восстание против римлян. Восстание возглавил германский вождь Юлий Цивилис. Но вдохновительницей восстания была волшебница Веледа, из германского племени бруктеров. Про Веледу Тацит пишет:

"Эта девушка из племени бруктеров пользовалась у варваров огромным влиянием, ибо германцы, которые всегда считали, будто многие женщины обладают даром прорицать будущее, теперь дошли в своем суеверии до того, что стали считать некоторых из них богинями. Благоговение, которое вызывала у них Веледа, еще возросло, когда сбылись ее предсказания о победе германцев и гибели римских легионов".

Тацит, "История", IV, 61.

В латинском оригинале Тацита Веледа названа девственницей: "Munius Lupercus legatus legionis inter dona missus Veledae. ea virgo nationis Bructerae late imperitabat…". Virgo – дева, незамужняя девица, девственница.

И самое замечательное, что местом жительства Веледы была башня, в которые вход посторонним был запрещён. Вот как пишет Тацит:

"Успокоив таким образом тенктеров, агриппинцы отправили к Цивилису и Веледе послов, которые поднесли им дары и сумели уладить все дело к выгоде колонистов. К Веледе, однако, их не допустили и говорить с ней не дали: её скрывают от людских взоров, дабы она внушала ещё большее благоговение; живёт она в высокой башне, задавать ей вопросы и получать от неё ответы можно только через одного из родственников, который передает также её пророчества".

Тацит, "История", IV, 65.

Это уже полное соответствует описанию сказки о Рапунцель и ведьме, живущей в башне. Но башня, по всей видимости, это лишь частный случай любого изолированного жилища. Избушка на курьих ножках, стоящая посреди болота, вполне соответствует башне Рапунцель. Почему Баба-яга непременно живёт в глухомани, в лесу? И почему Олеся из одноимённой повести Куприна тоже живёт на болоте вместе со своей престарелой матушкой?

mosika_901_00001

Очевидно, действительно магическая сила накапливается в одиночестве. Ну, или, по крайней мере, когда человек долго находится на одном месте.

Ну, а теперь зададимся вопросом: представители какого пола более мобильны - мужского или женского? Однозначно, мужчины. Всегда и везде подчёркивается, что именно мужчины были первобытными охотниками, а женщины сидели возле очага. Если же к этому добавить ежемесячные самоизоляции женщин в связи с менструальными регулами, то нас нисколько не удивит, что самыми древними шаманками были именно женщины. Значит, женщины обладали духовными, сверхъестественными силами, которые могли противопоставить грубой мужской силе. И, при известных обстоятельствах, они могли и "конвертировать" духовную силу во власть внутри социума. Мужчины же, дабы "приобщиться" к духовным силам, должны были уподобиться Рапунцель. Как пишет Тацит: "Легионы были разгромлены полностью, и Цивилис, который, по принятому у варваров обычаю, выступая против римлян, дал обет не стричь волосы, пока не добьётся победы, снял, наконец, свою крашеную в рыжий цвет гриву, падавшую ему на лицо и на грудь" ("История", IV, 61).
Tags: аскеза, власть, германцы, царь
Subscribe

Posts from This Сommunity “власть” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 2 comments