Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Categories:

Древние греки: в царстве мойр и даймонов.

Как говорит Эрик Робертсон Доддс в своей монографии "Греки и иррациональное" (СПб.: Алетейя, 2000), трудно найти в «Илиаде» свидетельства того, что 3евс озабочен справедливостью как таковой. Немного перефразируя Ахилла, можно  выразить представления древних греков периода архаики следующим образом: «Бог - на небесах, а в мире царит мойра». С мойрами самым теснейшим образом связаны представления о долге. Любое недолжное поведение требует расплаты. Рано или поздно, но долги требуется возвращать: как говорила Крезу пифия, причинной связью преступления и наказания была мойра - столь сильной связью, что подчас даже боги не могли ее разорвать; Крезу пришлось завершить или исполнить то, что началось с преступления одного из его предков, жившего за пять поколений до него. Даже у Платона, в IV в., пальцем показывают на человека, отягощённого наследственной виной, и говорится, что нужно в виде возвращения долга испытать катарсис, чтобы получить ритуальное облегчение от неё.

Говоря о катарсисе, невозможно пройти мимо шиитского ритуала шахсей-вахсей. На улицах организуются процессии-представления, во время которых некоторые участники шествий наносят себе удары цепями и кинжалами, бьют себя кулаками в грудь. Я уже отмечал сходство этого ритуала с более древними ритуалами богини Кибелы. Значит, и там тоже главным побудительным мотивом самоистязаний являлось желание пережить катарсис, чтобы получить ритуальное облегчение от совершённых грехов. Грехи же понимались как недолжное поведение. Да, и Доддс указывает на то, что "от простых гомеровских очищений, исполняемых мирянами, довольно далеко до профессиональных катартаи архаического века с их разработанными ритуалами". То есть, надо полагать, что в микенской Греции эти очистительные ритуалы были глубже и сильнее, чем в классической Греции.


Э. Р. Доддс пишет, что в «Илиаде» нет понятия «страха божьего», и понятие любви к богу тоже отсутствует в древнегреческом лексиконе: филотеос впервые появляется у Аристотеля. И фактически из большинства олимпийцев только Афина пробудила чувство, которое можно обоснованно считать любовью. «Ведь нелепо услышать от кого-то, - говорится в "Большой Этике", - что он "дружит с Зевсом"».

Также Доддс говорит об «инфекционном» или наследственном характере осквернения, характерном для архаического сознания. "Осквернение - автоматическое следствие определённого поступка; оно принадлежит к миру внешних событий и действует с тем же полнейшим безразличием к мотиву поступка, с каким действует, скажем, тифозная вошь".


зараза

Здесь возникает интереснейшая проблема. Одно дело, когда сам человек сознаёт своё недолжное поведение и взыскует катарсиса, и совсем другое дело, когда общество накладывает на грешника (или грешников) клеймо и требует от него совершения искупительных жертв. "Есть несколько письменных свидетельств, исходя из которых едва ли можно сомневаться в том, что понятие искупления за грех было использовано в неординарном случае наложения дани на локриЙцев [1]. Народ, который в компенсацию за преступление, совершённое далёким предком, посылал, столетие за столетием, двух дочерей знатнейших семей на умерщвление в далёкую страну или, в лучшем случае, оставлял в храмах на положении рабынь - этот народ, надо полагать, действовал не только из-за страха опасности осквернения, но и в силу глубокого чувства наследственного греха, который должен быть искуплен только таким ужасным способом".

Тут есть над чем задуматься. С одной стороны, здесь как будто просматриваются азы педагогики в качестве назидания потомкам: будете поступать как локрийцы, и с вами то же будет. Но, с другой стороны, здесь же открывается возможность злоупотреблений; мало того, что нет ответа на вопрос "а судьи - кто?", но ещё к тому же и само наказание может быть совершенно непропорциональным совершённому преступлению, и тогда уже сами судьи превращаются в злодеев.

И это тем более удивительно, что у древних греков было принято "сваливать" всю вину на даймона. Как говорил Ликург, «Когда гнев даймона разит человека, в первую очередь он отнимает у него понимание, толкая к глупым суждениям, так что тот не может осознать своих заблуждений». Всё это находится в контексте «психической интервенции», т. е. вмешательства в жизнь людей сверхчеловеческих сил, которые вкладывают нечто в человека и тем самым влияют на его мысли и дела. Вот что говорит Феогнид: «Часто мы думаем зло совершить - и добро совершаем; / / Думаем сделать добро - зло причиняем взамен. / / И никогда не сбывается то, чего смертный желает, / / Жалко-беспомощен он, силы ничтожны его. / / Тщетно мы, люди, гадаем и ждём. Ничего мы не знаем. / / Всё совершается так, как порешит божество...».

Ну, а раз всё так совершается, то какой же может быть грех и в чём же вина человека? Да, и как же наказывать человека за совершённый им грех, если «... над всем - один властитель: Зевс / / Как хочет, так вершит гремящий в небесах. / / Не смертным разум дан" (Семонид из Аморгоса). Какой смысл наказывать куклы-марионетки в театре Карабаса-Барабаса?




Кстати, у древних греков было это чувство, что они являются марионетками в руках играющих ими богов. Доддс приводит характерный пример Клитемнестры, которая чувствует, что сама её личность утрачена и растворена в аласторе (злом даймоне), чьим представителем и орудием она оказывается. "Последнее я понимаю как пример не столько «одержимости» в обычном смысле, сколько «партиципации» (говоря словами Леви-Брюля), т. е. ощущения того, что в определённой ситуации человек или вещь являются не только самими собой, но и чем-то большим: я сравнил бы «коварного грека» «Персов», который был также и аластором, со жрицей Тимо у Геродота, женщиной, внушившей Мильтиаду мысль совершить святотатство, относительно которого Аполлон заявил, что «не Тимо была причиной этого, но Мильтиаду было суждено закончить плохо, она лишь толкнула его ко злу» - т. е. она действовала не как человек, но как представитель надприродных сил". Ещё в 330 г. оратор Эсхин мог предполагать, хотя и с осторожным «вероятно», что грубиян, оборвавший его выступление в совете Амфиктиона, вёл себя столь непристойно потому, что был движим «чем-то демоническим».


-------------------------------------------------------------------------------------------------------------

[1] Свидетельство о локрийской дани и ссылки на ранние споры о ней можно найти в: Farnell, Hero Cults, 294 ff. Ср. также Parke, Hist. of the Delphic Oracle, 331 ff. К схожему контексту идей приналежит и практика «посвящения» виновных людей Аполлону. Это означало их порабощение и превращение их земель в выгоны для скота; подобная операция была проведена против Крисы в VI В., угрожала Медизерсу в 479 г. и Афинам в 404 г. (Ср. Parke, Hermathena, 72 [1948] 82 ff.)

Tags: Греция
Subscribe

Posts from This Сommunity “Греция” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 2 comments