Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Categories:

Немного о пиктах.

ХВ

Да, Христос-то воскрес, а мы не воскресли. И воскреснем ли?

С утра солнышко светит, птички поют, - хороший день. Попугай тоже "чирикает" как воробей...

Ну, и я заодно "почирикаю" немного...

Когда-то, давным-давно, в Шотландии жили пикты. Мне они напоминают чудь белоглазую, которая, согласно легендам, не стерпев насилия пришельцев (то ли православных русских, то ли древних славян-язычников, то ли ещё более древних финно-угорских племён), "ушла под землю". Пикты тоже, в своё время, "ушли под землю". Хронист Кассий писал о пиктах, что они, потерпев поражение, отступали в болота и там были способны просидеть неделю (!) по горло в вязкой жиже. Они были маленького роста, «dwarfish folk», так называет их Роберт Стивенсон в своей балладе «Вересковый мёд» (Heather Ale). Я в детстве был просто очарован этой балладой.



Вообще говоря, пиктов относят к кельтоязычным народам, хотя существует гипотеза, согласно которой пикты являлись остатками доиндоевропейского населения Европы. Так, часть британских исследователей вслед за Юлием Цезарем полагает, что по происхождению пикты близки к коренным жителям Иберии. Петроглифы Галисии (северо-запад Испании) по стилистике имеют много общего с петроглифами, обнаруженными в Британии. Впрочем, этот факт свидетельствует лишь в пользу возможного родства (либо тесных контактов) между доиндоевропейским населением Иберии и Британии, но не указывает на происхождение собственно пиктов.

У пиктов было матрилинейное наследование. Особенностью пиктского государственного устройства была передача трона не по мужской, а по женской линии. В результате, в разные периоды времени королями пиктов были представители королевских династий гэльской Дал Риады, бриттского Стратклайда, английской Нортумбрии, потомки пиктских принцесс (из Википедии). Здесь мы можем видеть свидетельство существования у пиктов экзогамии, которая вообще свойственна матриархальным обществам, где женщины выбирают себе мужчин. Соседнее королевство Дал Риада могло постоянно снабжать пиктов иностранными принцами и такие смешанные браки, как это часто утверждают, могли подорвать пиктское единство.

То, что говорят античные авторы о сексуальной жизни пиктов, предполагает, что у северных племён существовал какой-то вид многобрачия. Например, как рассказывает римский писатель Дион Кассий, когда императрица Юлия Домна, супруга императора Севера, упрекнула пиктскую женщину в развратности, та ответила, что римлянки тайно становятся любовницами самых жалких мужчин, в то время как пиктские женщины открыто сходятся с самыми лучшими мужами своего народа по собственному выбору. Наследование по женской линии могло быть принято просто в виде решения практической проблемы доказательства отцовства.

Беда Достопочтенный пишет: «Если возникает сомнение, они выбирают короля скорее из наследников по женской линии, чем по мужской, и этот обычай, как известно, сохраняется у пиктов и по сей день». Это замечание Беды показывает, что матрилинейное наследование существовало у пиктов и в VIII столетии. Его уточнение «если возникает сомнение» мы вполне может отбросить: фактически он, видимо, хотел сказать «когда трон оказывается пустым».

"Сравнение с независимым источником — ирландскими анналами — показывает, что список пиктских королей представляет собой список правителей этого народа в хронологической последовательности. В нём мы не найдём случаев наследования сыновей отцам, за исключением самое большее двух примеров, и то в самом конце", - пишет И. Хендерсон в своей монографии "Пикты. Таинственные воины древней Шотландии".

Джексон предположил, что носители галло-бриттского языка смешались с местными жителями эпохи бронзового века, переняли некоторые из названий их племён и даже до некоторой степени их язык, который, скорее всего, был неиндоевропейским. По его мнению, этот неиндоевропейский элемент должен был быть достаточно сильным: пришельцы-кельты не смогли полностью поглотить местное население в языковом отношении и, более того, заимствовали у здешних жителей закон наследования по женской линии. Поскольку у других кельтских народов такой системы не наблюдается, она, скорее всего, была унаследована от местного населения бронзового века.

На дальнем севере и западе новоприбывшие латенские кельты оставили совсем мало следов кельтских названий. Джексон считал, что «те, кто переселился на северо-запад, почти полностью забыли свою кельтскую речь и стали говорить на языке местных жителей эпохи бронзового века, которые, очевидно, составляли основную массу населения под властью кельтской аристократии». То есть, согласно этой теории, у пиктов бытовало два языка: индоевропейский (кельтский) и неиндоевропейский.
Tags: Британия, кельты, матрилинейность, пикты, чудь белоглазая
Subscribe

Posts from This Сommunity “Британия” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 14 comments

Posts from This Сommunity “Британия” Tag