Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Categories:

«Пифоны» и пифии.

Как пишет Эрик Робертсон Доддс в своей монографии "Греки и иррациональное" (СПб.: Алетейя, 2000), "традиция пророческого неистовства в Греции не менее архаична, чем религия Аполлона. Может быть, даже архаичнее <...> В Дельфах... культ Аполлона базировался... на «энтузиазме» в его изначальном, буквальном смысле. Пифия становилась entheos, plena deo: бог входил в неё [1] и использовал органы её речи, словно те были его собственными - точно так же, как делает в современном спиритизме так называемый «дух-руководитель». Вот почему прорицания дельфийского Аполлона всегда произносятся от первого лица и никогда - в третьем".

Кассандра

Далее Доддс говорит о том, что пророческая одержимость выходила за пределы официальных оракулов. Определённый вид неофициального «спиритуализма» практиковался - в классическом веке, равно как и долгое время спустя - людьми, известными как «чревовещатели», а ещё позднее как «пифоны». Ну, в статье Культурная преемственность от Чатал-Хююка до Дельф уже высказывалось мнение, что Аполлон, бог патриархальной классической Греции, объявился в Дельфах сравнительно поздно, а до него там обитал змей Пифон. И, значит, фриланс-пророки, "пифоны"-чревовещатели существовали как прежде, так и после того, как Аполлон захватил святище в Дельфах. Очевидно, и дельфийские пифии первоначально были чревовещательницами.  "У них внутри был второй голос, который вёл с ними диалог, предсказывал будущее и который, как верили, принадлежал даймону", - пишет Доддс. - "В одном пассаже из Плутарха подразумевается, что голос даймона - по-видимому, хриплый «голос из утробы» - слышался как выходящий у них изо рта".

"Хотелось бы знать, по каким критериям отбирали пифию, как готовилась она к своему высокому служению. Практически всё, что мы знаем наверняка, это то, что пифия времён Плутарха была дочерью бедного крестьянина, женщиной благовоспитанной и порядочной, однако малообразованной или имевшей небольшой жизненный опыт.

Также желательно
было бы знать, помнит ли она по выходе из транса о том, что она говорила в этом состоянии, т. е. являлась ли её «одержимость» сомнамбулической или осознаваемой. О жрицах 3евса в Додоне определённо известно, что они не помнили; но относительно пифии у нас нет точных сведений. Из Плутарха мы, впрочем, знаем, что она не всегда действовала в одинаковой манере, и что иногда изречённое не сбывалось. Он рассказывает о пифии, которая однажды без желания и даже в депрессивном состоянии, поскольку знаки были неблагоприятными, вошла в транс. Сначала она говорила хриплым голосом, словно мучаясь, и казалась одержимой «бессловесным злым духом»; наконец, она с криком бросилась к двери и пала ниц, в то время как все присутствующие, среди которых были и толкователи, разбежались в ужасе. Когда же они вернулись, чтобы поднять её, обнаружилось, что она уже пришла в себя; но через несколько дней она скончалась [2]. Нет причин сомневаться в подлинности этого рассказа, который имеет параллели и в других культурах. Плутарх, вероятно, узнал о нём из первых рук, от толкователя Никандра, своего личного друга, который присутствовал при той жуткой сцене".

"Трансу предшествовал ряд ритуальных действий: пифия совершала омовение, возможно, в Касталии и, видимо, отпивала воды из священного родника; контакт с богом она устанавливала через его сакральное древо, лавр, либо держа в руке лавровую ветвь, как делала её предшественница Фемида [3], изображённая на вазовой росписи V в., либо окуривая себя горящими лавровыми листьями, как описывал Плутарх; или, возможно, разжёвывая иногда листья, как утверждает Лукиан; наконец, она усаживалась на треножник, упрочивая связь с богом посредством его ритуального сиденья".

Доддс говорит, что профессор Эстеррайх как-то в интересах науки прожевал большое количество лавровых листьев, но, к своему разочарованию, не обнаружил, что стал от этого более вдохновенным. Что касается идеи знаменитых испарений, действию которых некогда был приписан транс пифии, то она является эллинистическим изобретением, как первым указал Виламовиц. Плутарх, знавший об этих фактах, понимал труднодоказуемость теории испарений и, видимо, в конце концов отверг её полностью; тем не менее, подобно стоическим философам, учёные XIX в. с облегчением ухватились за это материалистическое объяснение. Об этой теории стало меньше слышно с тех пор, как французские раскопки показали, что в наши дни эти испарения отсутствуют и что нет также «расселины», через которую испарения могли бы подниматься.

-----------------------------------------------------------------------------------
[1] Здесь мы видим отличие одержимости пифии от шаманских практик. Для шаманизма характерно не вхождение постороннего духа в шамана, но высвобождение духа самого шамана, который оставляет его тело и отправляется в путешествие в потусторонний мир. Сверхъестественные существа могут помогать ему, однако его личность остаётся главным элементом.
[2] Нет необходимости предполагать, вслед за Фласельером, что смерть пифии вызвана вдыханием каких-то ядовитых испарений (если они способны вообще убивать, то убили бы её на месте и уж, во всяком случае, воздействовали бы на других присутствующих).
[3]
По версии мифа, от Геи она получила Дельфийский оракул, где давала предсказания, и который передала своей сестре Фебе, та же подарила его своему внуку Аполлону.

Tags: Греция, пророчество
Subscribe

Posts from This Сommunity “пророчество” Tag

  • Мудрость и уродство.

    Керидвен ( Cyrridwen) - королева Запада, Воды и Осени, зачинательница всей магии и королева ведьм в валлийской мифологии. Она родила двух…

  • Кассандра.

    Автор блога Old European Culture пишет: Сцена из Троянской войны: Кассандра цепляется за ксоан, деревянное культовое изображение Афины, в то…

  • Сивиллы и пифии.

    В недавней записи " О Дельфийском пророчестве" я, вступив в полемику с loreley10, искал аргументы в пользу той точки зрения,…

  • О Дельфийском пророчестве.

    loreley10 в двух своих статьях - Загадка Дельфийского храма. Пифия - часть 1 и Загадка Дельфийского храма. Пифия - часть 2 пишет о…

  • О пророческой силе женщин (2).

    "Северная языческая традиция неотделима от обычаев прорицательства, которое ставило целью открыть как нынешнее, так и будущее положение вещей, и…

  • О пророческой силе женщин.

    "Все германцы, по утверждению и Тацита, и Цезаря, верили в пророческую силу женщин, и порой считали прорицательниц божественными. Одной из них…

  • Алтарь Санто Стефано.

    Oбъект расположен в муниципалитете Осчири, в провинции Сассари на севере Сардинии, примерно в двух километрах к северу от города Осчири, перед…

  • "Двоеверие" в Элладе (2).

    В продолжение записи "Двоеверие" в Элладе. Характерным примером "наложения" позднейшего патриархального культа Зевса на более…

  • Мундус.

    Так назывался сакральный камень, который располагался в центре этрусского города, на пересечении двух главных улиц, где находился "регий",…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments