Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Categories:

Брачные отношения в средневековой Японии.

Д. А. Суровень в своей статье "Брак в древнеяпонском праве" говорит, что содержание древних законов нам неизвестно, так как нормативные акты японской древности до нас не дошли. Ранее периодов Яматай (I–III вв.) и Ямато (IV–VII вв.) мы вообще ничего не знаем, однако, используя материалы исторических источников, можно собрать и реконструировать нормы брачно-семейного права позднейших эпох.

Для периода Ямато характерны патриархально-феодальные отношения. "Тузы" имели по 4 - 5 жён, их "прихлебатели" - по 2 - 3 жены, а рядовые общинники - по одной, а то и вовсе без жены.

"Если судить по тексту «Вэй-чжи», среди древнеяпонской знати существовала определённая социальная иерархия. Можно выделить местную общинную знать – «больших людей» поселений и «больших людей» владений (территориальных общин го, яп. куни). «Большие люди» владений – это члены рода правителей, ближайшее окружение правителя (кит. ван, др.-яп. кими), обладатели должностных званий. Кэндзи Маки предполагает, что в ситуации полигамных браков четырёх-пять жён имели «большие люди» владений, а двух-трёх жён среди сяхỳ´ (яп. гэко) имели «большие люди» селений.


Несмотря на победу патриархального начала в целом, в обществе Ямато в быту доживали век элементы матрилокального брака. Хотя в эпоху раннего древнего общества положение, обеспечивавшее политическое господство, стало передаваться из поколения в поколение, наследование происходило уже по отцовской линии, брак, как правило, совершался в форме цумадои. Поэтому основной формой брака в среде знати являлся особый дислокальный и полигамный японский брак цумадои (др.-яп. тумадови), при котором муж жил отдельно и периодически свободно посещал жену; сохранялось, по сути, раздельное проживание. Муж и жена не вели совместного хозяйства. Дети от такой связи оставались с матерью, получая имя по матери. Счёт родства вёлся по материнской линии."

Как пел Юрий Никулин,

"Если б я был султан, я б имел трёх жён
И тройной красотой был бы окружён
Но с другой стороны при таких делах
Столько бед и забот, - ах, спаси аллах!

Не очень плохо иметь три жены,
Но очень плохо с другой стороны.

Зульфия мой халат гладит у доски,
Шьёт Гюли, а Фатьма штопает носки.
Три жены - красота, что не говори,
Но, с другой стороны, тёщи - тоже три!"

В японском браке цумадои проблемы тёщи не существовало вовсе: все жёны оставлись со своими матерями, так что они не приходили учить зятя, как надо жить. Наоборот, зять приходил к тёще, всегда с подарками, да и то, долго не задерживался, так что не "приедался", не успевал показать всю свою дурь, и его знали лишь с лучшей стороны.

"Первоначально супруги в парном браке обозначались одним и тем же термином цума (др.- яп. тума): цума-муж и цума-жена при обращении одного к другому. Сам термин имеет значение «чета, пара»."

Ну, это похоже на наше "моя половина". "Половина" значит 50%, и это свидетельствует о равенстве положения мужчины и женщины в древнем браке.

"Однако со временем значение «цума-муж» постепенно отмерло. Позднее в древнеяпонском праве муж стал обозначаться термином фу – «муж, супруг»; жена – цума. Изменение связано с развитием формы брака – от парной семьи с дислокальным браком к семье с главенством мужа. Таким образом, постепенно позднематеринская большая семья была вытеснена патриархальной большой семьёй. Японский историк Тома Сэйта, исследовавший древнеяпонскую семью, указывает на то, что письменная история уже застаёт патриархальную домашнюю общину (большую семью) с домохозяином во главе".

В общем, брак цумадои был хорош в деревенской общине равных земледельцев, но в эпоху феодализма, с появлением знати, он приобрёл уродливые, отвратительные формы. "В семьях высшей знати количество жён могло быть значительным. Так, государь Ōтарасихйко (Кэйкō, 337 – ок. 343 гг. испр. хрон.), по сообщению «Нихон-сёки», «Кодзики» и «Фудоки», состоял в браке с 13 жёнами, от которых родилось 28 детей (из тех, которые указаны в источниках)." Понятное дело, что никакой крестьянин не мог обеспечить подарками 13 жён, да даже и 3 жены не мог себе позволить. Так что в реальности деревенские браки цумадои чаще всего были моногамными, с редкими исключениями.

"Сэйтё Мацумото обратил внимание на то, что в «Кодзики» и «Нихон-сёки» рассказывается о большом количестве ситуаций, похожих на систему левирата (яп. сōкон-сэй – досл. «брать в жёны вдову [старшего] брата»). Существовал также обычай брать в жёны родных сестёр (сорорат), уходивший корнями в догосударственный период".


mosika_901_00001
Пример сороратного брака: четвёртый король Бутана Джигме Сингье Вангчук и его четыре жены - родные сёстры. Источник картинки.

"По сведениям «Нихон-сёки», «Пибасу-пимэно микото сделали главной женой…» (государыней вместо погибшей Сахо-бимэ), а трёх её младших сестёр – супругами государя. «И только уродливую Такано-пимэ государь распорядился отправить обратно». Но это, по древнеяпонским обычаям, считалось позором. «Устыдилась она, что её отослали, и, добравшись до Кадурано, выпала (яп. оти. – Д. С.) из паланкина и умерла. Потому это место называют Оти-куни. Сейчас называют Ото-куни, но это неправильно»".

"Все жёны считались законными, но главной была одна из них, и её дети и внуки (в частности, старший сын) являлись законными наследниками. Она назначалась «главной женой»".


карикатура

Интересно, что "главная жена" проживала в доме мужа, что было проявлением вирилокальности (патрилокальности). "Однако остальные жёны аристократа проживали не у мужа дома, а у себя. Он же время от времени, ночами, посещал младших жён в доме их родителей. В данном случае следует говорить о некоем подобии матрилокальности. Термин ёбаму (саёбаму) в древней Японии обозначал широко распространённый древний обычай посещения мужем своей жены в доме её родителей".

"Исследователи указывают, что в царствование государыни Дзитō (687–696 гг.) начали бороться с практикой цумадои. Тогда было запрещено раздельное проживание супругов, но в реальной жизни ещё долго сохранялись пережитки дислокального брака".

Какое-то неудобовразумительное определение - "дислокальный брак". По-моему, "гостевой брак" много лучше.

В древней Японии существовала и полиандрия (многомужество) в форме левирата (брака с двумя или более братьями одновременно). Сходная норма существовала в древней Спарте.

Кроме того, как указывают Иноуэ Юитирō и К. А. Попов, в провинции Хитати широко процветали кагаи (др.-яп. кагапи) – народные брачные игрища в древней Японии. Во время кагаи мужчины и женщины водили обрядовые хороводы вокруг костров, а потом попарно уходили в лес или в поле, где проводили ночь. На время кагаи прежние брачные узы временно (в день игрищ) теряли силу".

Очень похоже на древнеславянские игрища в ночь на Ивана Купалу.


Карел Витезслав Машек Купало
Карел Витезслав Машек. Купало.

«Песня, сложенная в день кагапи при восхождении на гору Цукуба» поэта Такахаси Мусимаро (№ 1759), прямо говорит о правовых обычаях брачных игрищ на горе Цукуба:

На горе на Цукуба,
Где живут среди пиков орлы,
Среди горных отрогов,
Где струятся в горах родники, –
Зазывая друг друга,
Девы, юноши вновь собрались
У костров у зажжённых,
Будут здесь хороводы водить,
И чужую жену буду я здесь сегодня любить,
А моею женою другой зато будет владеть.
Бог, что власть здесь имеет
И правит среди этих гор,
Дал на это согласие людям
Ещё с незапамятных пор
.
И сегодня одно про себя хорошо разумей:
Упрекать ты не смеешь,
И мучиться тоже не смей!


Таким образом, судя по материалам «Манъёсю», брачные отношения в Японии того времени имели довольно свободный характер. Древнеяпонской поэзии присущ мотив любви к чужой жене, что связывается с обычаями брачных игр, когда разрешалось вступать в связь с чужой женой".

Я думаю, что этот древний обычай чем-то напоминает индейский потлач. Суть примерно та же. Потлач противодействует накоплению материальной собственности и, тем самым, ставит преграду для появления олигархии. Игрища же типа кагаи противодействуют появлению аристократии.

Автор пишет, что "в патрилокальных полигамных семьях простолюдинов муж, как глава семьи (домовладыка большой семьи), являлся собственником семейного имущества". Но, по-моему, от определения "полигамные семьи простолюдинов" отдаёт сумасшедшинкой. Во всяком случае, я никак не понимаю, как бедный простолюдин можен иметь, как султан, три жены. Сам же автор делает оговорку, что "не все рядовые общинники имели двух-трёх жён, а только некоторые". Никак не могут все общинники иметь по 2 - 3 жены, так как просто неоткуда взять такое количество женщин; как мы знаем, мальчики и девочки рождаются примерно в равном количестве, причём мальчиков даже больше.

И, значит, отрывок из песни в
«Кодзики» (в разделе «Дзиммуки», сказание «О Восточном походе Дзимму», 298 г. испр. хрон.), которую приводит автор в качестве наглядной иллюстрации дележа добытой пищи между жёнами в полигамной семье, относится скорее к общинной знати, а не к семьям простолюдинов:

"Если прежняя жена
Еды попросит,
Пусть съест столько, сколько растёт на срезанном
соба,
Совсем бесплодном.
Если новая жена
Еды попросит,
Пусть ест без счёта – столько,
Сколько растёт на
итисаки
Плодоносящей…".

Л. М. Ермакова отмечает, что это была одна из песен народа кумэ, в которой говорилось о том, что в полигамной семье (возможно, только у кумэ) новой жене при разделе пищи отдавался больший и лучший кусок. Понятное дело, что в брачных обычаях цумадои такое просто немыслимо.

"
Таким образом, в древней Японии существовал патрилокальный полигамный брак у простых людей и дислокальный полигамный брак цумадои в среде знати, причём полигамия (в форме полигинии) носила социальный характер".

Если принять в расчёт такое определение, это будет означать, что в средневековой Японии лишь один из трёх - пяти мужчин был женат. А - остальные? Они что, предпочитали холостяцкую жизнь? Или были евнухами? Или рабами у простых людей? Или делали себе харакири? Или самураи отрубали им головы? Я повторяю, что мне абсолютно непонятен "полигамный брак у простых людей". Я понимаю полигамию князя Владимира, у которого "наложниц было 300 в Вышгороде, 300 в Белгороде и 200 на Берестове" (ПВЛ), - так то же князь, и у него соответствующие ресурсы, в полюдье отправляется по первому снегу, дань собирает... У князя - дружина, то есть "аппарат насилия" для непокорных. А на какой хрен будет простолюдин содержать три жены? И как он их удержит, если они не захотят "горбатиться" на него?

В общем, либо не было в Японии никаких "полигамных семей простолюдинов", либо я чего-то тут не понимаю.

Tags: Япония, брак, левират, полиандрия
Subscribe

Posts from This Сommunity “Япония” Tag

  • О трансформации положения японских женщин в эпоху Хэйан.

    Ночвина Белла Анатольевна и Силуянова Екатерина Андреевна [ 1] в статье " Парадокс женской идентичности в эпоху Хэйан" пытаются…

  • Шаманки Окинавы.

    Население префектуры Окинава — рюкюсцы, в настоящее время составляющие этнографическую группу японцев, в прошлом представляли особую народность…

  • Айны.

    Айны для нас являются очень интересным архаическим обществом охотников-собирателей, которые сохранили свои традиции с палеолитичских времён. Они…

  • Бог маленьких детей.

    “Японец рождается синтоистом, живет как конфуцианец и умирает как буддист”. И это действительно так. В Японии синтоизм и буддизм…

  • О матрилокальных браках в феодальной Японии.

    Как пишет С. А. Умаханова в статье " БРАЧНО-СЕМЕЙНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЯПОНИИ", в Японии ещё в эпоху Хэйан (с 794 по 1185 год)…

  • Апофеоз женственности. (Почти по Верещагину)

    Юко Симидзу «Отряхивая мужские взгляды»

  • Параллели.

    Каменная статуэтка богини из Джанхасана (5500-4000 до н.э.). Это поселение находилось недалеко от Чатал-Хююка, рядом с современным городом…

  • Распространение керамической посуды.

    Карта распространения керамики в Евразии и Северной Африке. Источник картинки. На этой карте показано распространение керамической посуды от…

  • Слепые японские шаманки.

    " Японская газета «Майнити симбун» сообщает, что при раскопках в Симидзукадзе, в городе Таварамото (префектура Нара), был обнаружен…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 4 comments