Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Category:

Социальное лидерство в архаических обществах.

В. Р. Арсеньев в статье "Охотник бумбара как социальный лидер" (Теория и методология архаики. Лидерство в архаике: условия и формы проявления. — СПб.: МАЭ РАН, 2011) рассказывает про охотников — «донсо-у» — на юго-западе Мали.

Во-первых, эти охотники являются членами тайного общества "Комо", и уже одно это структурирование выделяет их среди аморфных, неорганизованных земледельцев. "Охотник бумбара — зримо обозначенная «элита». Он — авторитет. Впрочем, этот авторитет должен постоянно подтверждаться «охотничьими подвигами». И не мнимыми, а реальными [1]. Среди таковых есть те, что мы воспринимаем как безусловные «благие деяния» в интересах общества — охотничья добыча, пополняющая рацион питания сельчан, защита их от угроз, исходящих от хищников и от враждебных обществ и социальных групп".

Во-вторых, охотники бумбара владеют магическими приёмами. "Охотничьи обряды направлены на поддержание баланса между обществом и природой, и не только для того чтобы «компенсировать» олицетворённым или нет «силам» природы изъятое у неё во имя поддержания жизни людей, но и чтобы восстановить потерянные «равновесные состояния» как у отдельных членов общества (разнообразные расстройства и болезни), так и во всём социуме и универсуме. Охотник выступает как «травник», «знахарь» (в значении «знаток» и «эксперт»), лекарь телесных и душевных недугов и состояний. Он обладает совершенными эмпатическими качествами, помогающими ему самостоятельно распознать внутренние «нестроения» и дисбалансы в другом человеке, определить их истоки, а также пути восстановления гармонии".


Всё это могло бы послужить основанием, чтобы утверждать, что охотник бамбара — готовый «социальный лидер». Однако, - говорит В. Р. Арсеньев, - европейцы превратно понимают лидерство в обществах, близких к архаике. В представлении европейцев, африканский племенной вождь - это что-то типа уменьшенной копии европейского абсолютного монарха, который ни с кем и ни с чем не считается.

"Мой полевой опыт говорит о том, что мы, исследователи-европейцы, склонны преувеличивать роль индивидуального статуса в изучаемом обществе. Важнее оказывается не персональный статус того или иного лица, а факт его причастности к тем или иным социальным группам, в компетенцию которых входит принятие тех или иных решений по тем или иным вопросам общественной жизни. Даже тогда, когда решение оглашается «статусным лидером», как правило, это озвученное мнение «компетентной группы» — уполномоченной «выборки» из соответствующей группы, составляющей элиту данного социума." И автор статьи подчёркивает «коллегиальный» характер властно-управленческих решений, который наши наука и практика либо не знают, либо не хотят знать, склоняясь следовать представлениям о «властной вертикали» и «персональных волевых решениях» как основе управления.

Это очень ценное и важное наблюдение. Мы знаем, что во многих матриархальных обществах лидерами деревень и более крупных социальных структур являлись мужчины. Но это не значит, что они были "самодурами"-"самодержцами". Никогда не надо забывать об эгалитарности архаических обществ. А это значит, что элита таких обществ не локализована в отдельных дворцах, но как бы "размыта"-"размазана" по всей деревне. И лидер деревни, прежде чем огласить то или иное решение, обращается за советом к "лучшим людям" деревни. "Каждый раз решение принималось не только традиционным «вождём деревни» в одиночку, но при согласовании с его «советниками»", - говорит В. Р. Арсеньев. И добавляет: "Возможно, уместно отметить, что данный блок рассуждений не заимствован мною из литературных источников, а опирается на полевой опыт взаимодействия с охотниками исторической области Манден: в 2002 г. в деревне Кангаба и в 2005 г. в деревне Джула-фондо, на западе — юго-западе Мали".

Вопрос лишь в том, могут ли "лучшими людьми" деревни быть женщины? Ирокезы отвечают на этот вопрос утвердительно; у ирокезов "серыми кардиналами" при их вождях были именно женщины. И, если так было у ирокезов, то, спрашивается, почему так не могло быть и других местах? Собсна, в традиционных обществах те или иные решения принимаются (или не принимаются) в зависимости от согласия (или несогласия) с Традицией. А что женщины могут быть носительницами и хранительницами Традиции - о том, по-моему, никто и не спорит.


Традиция

--------------------------------------------------------------------------------------------
[1] Ср. описание военно-демократической системы социализации в адыгейском обществе: «Все соучастники первых <…> походов обращались к молодому князю с выраженной аффектацией, всячески выражая ему абсолютное пренебрежение, как к человеку, ещё не доказавшему ни своих способностей, ни храбрости, ни воли. Последний же ни при каких обстоятельствах не должен был выражать ни малейшего неудовольствия или обиды, ибо это влекло за собой полное пренебрежение окружающих» [Панеш Э.Х. Некоторые аспекты традиционной социализации у народов северо-западного Кавказа: Традиции и современность // Детство в традиционной культуре народов Средней Азии, Казахстана и Кавказа. СПб., 1998. С. 99, 104].

Tags: Африка, власть, охотники
Subscribe

Posts from This Сommunity “Африка” Tag

  • К вопросу об африканских корнях древнеегипетской духовности.

    В продолжение записи " Африканские корни древнеегипетской культуры". Как мы знаем, имя «Исида» означает «трон»,…

  • Убунту.

    « Убу́нту» (от зулу ubuntu — человечность по отношению к другим) — бесплатная операционная система семейства GNU/Linux.…

  • Африканская краса, длинная коса.

    В продолжение темы о креативных женских причёсках. На севере Намибии, в Овамболандии [ 1], живут племена Нганджера, Квалуудхи. В прошлом причёски,…

  • О странном обычае туарегов.

    Своей прародительницей туареги считают легендарную берберскую царицу Тин-Хинан, которая приехала в Ахаггар на белом верблюде в сопровождении верной…

  • Фульбе.

    "В далёкой бухте Тимбукту Есть дом у Сары Барабу..." Ну, это, конечно, не Сара Барабу, но живёт она где-то рядом с Тимбукту. Юная…

  • Африканские мадонны (2).

    В записи " Африканские мадонны" уже говорилось про положительное влияние на детскую психику традиционного ношения детей на спине у матери.…

  • Культ Ньябинги: женщины-медиумы против колонизаторов.

    Почитание или поклонение божеству или духу женщины, известной как Ньябинги («обладающая многими вещами»), родилось в Руанде около 1800…

  • Африка как "консервная банка".

    Интересно, что в Африке кое-где сохранились погребальные практики аналогичные погребениям раннего неолита на Ближнем Востоке. Как утверждает Д.…

  • Деревни как строительные "модули" культур.

    Д. Пирцио-Бироли в своей монографии "Культурная антропология Тропической Африки" ( М.: Издательская фирма “Восточная…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 5 comments