Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Categories:

Женщина как ресурс мужской власти.

В. В. Бочаров в статье "Женщина как ресурс мужской власти" высказывает предположение о том, что в архаических обществах верхнего палеолита женщины выступали в качестве своего рода «хранительниц» власти, которую мужчины могли заполучить, только вступив с ними в брак.

И, с другой стороны, он же выдвигает концепцию повторных браков как «социального омоложения». "М. Вильсон, изучая ньякуса в Южной Африке, застала картину, когда старый вождь и его поколение оставались у власти, хотя их срок давно вышел. Они объясняли, что молодёжь «ещё не созрела», чтобы их сменить, хотя «молодым» было порядка 40 лет. Здесь «сбой» в традиции произошёл под влиянием англичан, которые стремились оставить старшее поколение у власти, т.е. вождя с его «двором», представлявшим одно поколение. При этом старики (в биологическом отношении) продолжали вступать в брак с женщинами, предназначавшимися для их сыновей. Таким образом они «омолаживали» себя социально, так как именно брак с данной когортой женщин символизировал, с точки зрения прежней традиции, право на получение высокого статуса, т.е. власти [1].

Отражение данного архетипического феномена В.М. Мисюгин обнаружил в фольклоре Древнего Египта, в частности в мифе об Осирисе и Изиде. Старший «брат» Осирис имеет «сестру» — жену Исиду [2], а у долженствующего сменить его младшего «брата» Сета (представителя нисходящего возрастного класса и легитимного наследника Осириса) есть невеста Нефтида. Но Осирис женится и на ней, чем исключает Сета из права преемственности и таким образом продлевает своё нахождение у власти. Иными словами, его «время» продлевается повторным браком.

"Предполагается, что сложившаяся на определённом этапе традиция продлевать нахождение во власти новым браком на молодой женщине вызвала к жизни институт полигинии".


Л. П. Карсавин, говоря о средневековой католической ментальности, называл святого "мешком благодати". По представлению католиков-мирян, святой был носителем благодати, кусочек которой можно было буквально "урвать". И Карсавин приводит курьёзный случай, когда одного святого буквально "задёргали" со всех сторон, и он в отчаянии воскликнул: "Берегитель касаться моей одежды, ибо она не благословлена. Но вот, смотрите, я благословляю одежду того человека", - и толпа разорвала его одежду на кусочки.

По аналогии, может быть, и женщин считали этакими "мешками властных полномочий"? Я смотрю на статуэтки "венер", и их формы действительно напоминают мешки.


палеолитические венеры

венера 1

in situ

венера 2

Мальтийская Мать

Что приходит на ум при взгляде на этих пышнотелых "венер"?

картинко

А ещё - что?

Если чего-то много, то, значит, это - богатство. Которое можно унаследовать.

Английское "spouse", т. е. супруг(а) и аналогичные слова в романских языках, например, испано-португальское "esposo" имеют буквальное значение "спонсор".

Как пишет Ф. де Куланж, у римлян, «если отец единственной дочери умирал, не усыновив никого и не оставив завещания, то древний закон предписывал, чтобы наследником ему был его ближайший родственник, но наследник этот был обязан жениться на его дочери. <…> Она не наследовала сама лично, но через неё передавался культ и наследство» [3].

Классическим примером «хранительницы» является гомеровская Пенелопа, из-за которой отчаянно соревнуются мужчины, стремясь заполучить её согласие на брак, сулящий избраннику высокий статус и богатство.

Отголоски данного архетипического пласта фиксируются в поведении современников. Хорошей иллюстрацией может служить брачное поведение большевиков после Октябрьской революции. Многие замечали странную привычку большевиков жениться на еврейках. Еврейки расценивались как "мешки с революционной благодатью"?

"В связи с этим, - пишет  В. В. Бочаров, - интересные данные приводит наша коллега-этнограф Э. Панеш в своём исследовании этнических групп Западного Кавказа в СССР. По её материалам, бжедуги в советский период фактически монополизировали партийно-государственный аппарат данного административно-территориального района, занимая в нём все посты. В результате проникновение туда представителей других племенных подразделений практически было невозможным. При этом имела место, по её словам, имитация кровно-родственных отношений за счёт установления своего рода экзогамии, когда мужчины, находившиеся у власти, вступали в брак преимущественно с русскими [4]. Выбор брачных партнёров диктовался этнической иерархией, существовавшей в Советском Союзе, в которой, как известно, русские выступали в качестве «старшего брата». Естественно, что браки с его «сёстрами» укрепляли в сознании представителей окружающих племён право бжедугов на верховенство."

А здесь уже, кажется, русские жещины считались "мешками благодати"...

--------------------------------------------------------------------------
[1] Бочаров В.В. Власть. Традиции. Управление. Попытка этноисторического анализа политических культур современных государств Тропической Африки, М., 1992.
[2] По мнению В.М. Мисюгина, термины родства в данном случае указывают не на кровное родство, а на классификационное, идентифицируя брачные группы «братьев» и «сестёр».
[3] Куланж Фюстель де. Гражданская община древнего мира. СПб., 1906. C. 79–81.
[4] Панеш Э. Традиции в политической культуре народов Северного Кавказа // Этнические аспекты власти. СПбГУ, 1995. С. 31.

Tags: венеры, власть
Subscribe

Posts from This Сommunity “венеры” Tag

  • О происхождении сознания, языка и религии.

    С. Г. Фатыхов в статье " ФИЛОСОФСКО-КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ ИСТОКОВ ПРОТОРЕЛИГИОЗНОГО СОЗНАНИЯ ЧЕЛОВЕКА" пишет: " Человек…

  • Якутская женщина в контексте традиционных представлений о женском мире (1).

    Наталия Ксенофонтовна Данилова в своей монографии " «Дом – мир женщины»: сакральные женские образы и феминная символика в…

  • "Венеры" как следствие почитания матерей.

    Древнейшая палеолитическая венера из известных на сегодняшний день обнаружена в 2008 году в пещере Холе-Фельс близ немецкого города Шельклинген,…

  • Эквадорские "венеры".

    Более полувека назад эквадорский бизнесмен и археолог Э. Эстрада на основе исследования керамики культуры вальдивия выдвинул смелую гипотезу о…

  • Амурские "венеры".

    natpopova в Амурская Венера: история, догадки и вопросы рассказывает про маленькую керамическую статуэтку с удивительным лицом.…

  • Безликие "коры" и палеолитические "венеры".

    Интересная статья на платформе Яндекс.Дзен, объясняющая почему у большинства этрусских статуй миндалевидные глаза. Этрусский саркофаг супругов,…

  • Современные "венеры".

    Художник Виктор Островский родился 28 ноября 1949 года в г. Эдмонтон в Канаде в семье евреев — выходцев из России. Девушки, как он их…

  • "Безликая".

    Автор блога Old European culture в статье " Безликая" (The faceless one) приводит изображение безликой Персефоны, и высказывает…

  • "Богини плодородия"?

    А. Голан в своей монографии "Миф и символ" весьма справедливо указывает на то, что "племена, живущие охотой и собирательством, а также…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 3 comments