Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Categories:

О феномене абыстай у мусульман Поволжья.

Интересную тему взялась изучать доктор наук и преподаватель Пенсильванского университета Розалия Гарипова. В фокусе её научного исследования – так называемый «феномен абыстай», широко распространённый у мусульман Поволжья.

Розалия Гарипова
Преподаватель Пенсильванского университета, доктор наук Розалия Гарипова.

Розалия Гарипова говорит: "Один из вопросов, который меня очень интересовал – это роль женщин в передаче религиозного знания в советское время. Ведь принято считать, что в эпоху строительства коммунизма исламские традиции, особенно передача религиозных знаний, на территории России были оборваны. На самом деле, в 1917 и даже в 1920-е годы этот религиозный авторитет не был оборван. Когда ислам в публичной сфере почти полностью был запрещён, а в некоторые годы тотально запрещён, велась антирелигиозная пропаганда – были люди, кто продолжал исламское образование. Конечно, среди них были мужчины, но, в основном, это были женщины. Именно женщине было легче обучать и детей, и других женщин, и даже мужчин в домашних условиях".

Примерно такая же ситуация была, в своё время, и в русском православии, о чём я писал в статье «Народное христианство» в СССР 1940-50-е годы. В результате "красного террора" и последующих сталинских репрессий четыре пятых православного духовенства в советской России было уничтожено, и советская власть создала условия для возрождения в стране "священного матриархата".

Но послушаем, что говорит дальше Розалия Гарипова.

"«Абыстай», «остазбикэ» (у крымских татар – abiz tutai) – так называли у татар жену муллы или духовного лица (абыз – идёт от «хафиз», то есть тот, кто знает Коран наизусть). Часто её также называли мулла абыстай, но были ещё и муэззин абыстай, то есть жена муэззина, которая иногда также обучала девочек и женщин.

Обычно в каждой деревне обязательно была хоть одна абыстай, которая обучала девочек. Обычно абыстай была женщина с глубокими религиозными познаниями и обучала девочек своей деревни или махалли у себя на дому: минимум – чтению Корана, исполнению намаза и других обрядов, максимум – конечно же, больше. Но преподавательский аспект – это лишь один элемент её деятельности. Абыстай была и советчиком для женщин по многим семейным и другим вопросам. Она была и духовным лидером, и наставником, то есть человеком, который мог ответить на разные религиозные вопросы. Другими словами, она была центром религиозной жизни целой общины женщин – деревенской или городской махалли. У женщин был свой мир, который был во многом сегрегирован от мужчин, и абыстай была центром этого мира".

абыстай

Далее Розалия Гарипова приводит пример Китая, "где мы можем встретить институт “nu ahong”, очень похожий на институт абыстай и имеющий глубокие корни. «Ahong» у народности Хуэй, этнических мусульман Китая, означает имам, то есть духовное лицо. А «nu ahong» – это женщина-имам. Особенно важную роль стали играть эти женщины в период конца династии Мин и начала династии Цин. Титул “жена ahong'a” был очень популярен и означал, что женщина обладала глубокими религиозными познаниями. Реже титулом «nu ahong» также назывались и другие женщины, которые имели глубокое религиозное образование и занимались преподавательской деятельностью. Nu ahong обучали других женщин и девочек, они также воспитывали новых духовных лидеров среди женщин. Часто они сами были дочерьми исламских учёных, то есть семейное образование ценилось и ставило целью образование девочек в семье. Титул «nu ahong», как думают учёные, появился в середине династии Цин. Когда были созданы религиозные школы для женщин, nu ahong стали преподавать в этих школах, и даже сами открывать свои школы. Позже эти школы переросли в институт женских мечетей – “nusi”. Вы знаете, в Китае есть просто женские мечети. В них, действительно, приходят только женщины. Причём, есть женские мечети при мужских, а есть отдельные, существующие как самостоятельный институт, которые появились позже. Одна из главных их функций – религиозное образование девочек и более старших девушек.

В Индонезии есть институт “nyai” – это женщины, обладающие религиозным авторитетом и глубокими религиозными знаниями. Обычно это были или жены мусульманских ученых (“kiai”), их дочери или другие женщины из семьи улемов. Женщины из семей мусульманских учёных занимались обучением девочек, открывали специальные медресе (pesantren) и позже стали возглавлять эти школы. До 1950-х годов не многие девочки учились в pesantren, хотя эта практика начала развиваться где-то с 1917-20 годов. До этого времени nyai – женщины из семей улемов – занимались обучением и воспитанием будущих духовных лидеров-мужчин, а девочек обучали только на дому. А со второй половины прошлого столетия эти женщины не только обучают девочек в женском отделе pesantren, но и создают свои  pesantren, разрабатывают учебные программы, имеют пансионаты при школах и проводят большую социальную работу. Женское исламское образование в Индонезии имеет все степени, вплоть до университетов.

Если заглянуть на территорию Ирана, скажем, в Нишапур XI-XII веков, то можно увидеть много женщин из семей религиозных учёных – их жёны и дочери – которые играли большую роль в передаче религиозного знания. Как раз таки семейные традиции, семейные связи, так называемые сети улемов (ulama networks) создавали благодатную и положительную, «поддерживающую» почву для деятельности женщин в данном направлении.

Можно взять более близкие контексты, например, Среднюю Азию. Там есть институт, который называется «oтын», o котором писали в последнее время такие учёные, как Марианна Камп (Marianne Kamp) и Хабиба Фатхи (Habiba Fathi).  Отын была женщиной, которая обучала девочек на дому и была своего рода религиозным лидером – читала Коран и молитвы при проведении религиозных обрядов, обучала девочек чтению Священной Книги, давала общее религиозное знание, помогала проводить церемонии зикра, которые возглавлялись женщинами-суфиями. И, в основном, они были жёнами духовных лидеров".

Ну и вновь возвращаясь к приснопамятному СССР, Розалия Гарипова объясняет расцвет феномена абыстай тем, что "многие духовные лидеры были репрессированы или оказались вынуждены прекратить свою деятельность, и тут основную часть работы взяли на себя женщины. Им было легче. Женщины всегда связаны друг с другом, любят поговорить, встречаются с соседями".

Ну и государство, - добавлю я от себя, - как инструмент насилия в руках правящего класса, всегда мягче и снисходительнее относится к репрессируемым женщинам, чем к мужчинам.
Tags: ислам, образование
Subscribe

Posts from This Сommunity “ислам” Tag

  • О женском покрывале.

    Источник картинки. Здесь мы касаемся загадочной темы распущенных женских волос. Я много читал всяких "объяснялок", почему в…

  • О женской эмансипации в Саудовской Аравии.

    Мария Кича поделилась интересной информацией о переменах в Саудовской Аравии. "Многие считают, что в Саудии все женщины ходят в чёрном, и их за…

  • Молочное родство.

    "Кровное родство в знаменитом поселении Чатал-Хююк, существовавшем 8,5 тысяч лет назад, играло второстепенную роль, считает Мацей Чиленски,…

  • Алиса Ганиева о пережитках матриархата в Дагестане.

    Писательница Алиса Ганиева: "Авторитаризм в Дагестане, конечно, присутствовал, но параллельно со странной, почти языческой свободой, в том…

  • Матриархат минангкабау.

    Путешественник Михаил Цыганов рассказывает о народности минангкабау на о. Суматра в Индонезии. " Всей жизнью минангкабау управляет обычай…

  • О женском обрезании.

    И. Л. Андреев пишет в своей монографии "Тамтам сзывает посвящённых" (М.: Прогресс-Традиция, 2008. С. 125-126): " Согласно…

  • Медовая Мекка.

    Старые пчелиные домики (ульи) в Майсане, регион Мекка, Саудовская Аравия Автор фото @sarhaniy https://t.co/XOau6P2ekW Просто невероятно! Пчёлы в…

  • Фатима аль-Фихри – основательница первого в мире университета.

    Знаете ли вы, что мусульманка основала первый в мире университет? Скорее всего, нет. Ни один популярный источник, включая академические учебники по…

  • Бахрие Учок.

    "Я сама передала маме бомбу. Сотрудники грузовой компании дважды привозили нам посылку, адресованную маме, но не застали нас дома. После…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments