Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Categories:

Сивиллы и пифии.

В недавней записи "О Дельфийском пророчестве" я, вступив в полемику с loreley10, искал аргументы в пользу той точки зрения, согласно которой пифия находилась в изменённом (то есть исступлённом и, с точки зрения здравого смысла, "безумном") состоянии сознания, когда через неё вещал Аполлон. Иначе говоря, пифия была одержима Аполлоном.

Продолжим поиск доказательств верности такого предположения, и на сей раз сравним пифий с сивиллами.

Очевидно, пифии и сивиллы - это пророчицы одного порядка. Причём, сама практика подобных пророчеств уходит корнями в догреческий субстрат, и ещё глубже - в ближневосточную мистику. Во всяком случае, Вальтер Беркерт отмечает, что записи про «обезумевших женщин, из уст которых говорит бог», появились в Мари на Ближнем Востоке намного раньше, во втором тысячелетии до н. э., и в Ассирии в первом тысячелетии» (Источник).

Первым известным греческим писателем, который упомянул сивиллу, был Гераклит, в 5 веке до нашей эры: "Сивилла же бесноватыми устами несмеянное, неприкрашенное, неумащённое вещает, и голос её простирается на тысячу лет чрез бога" (Гераклит. Фрагмент 75 Маркович, пер. А.В.Лебедева).

По мнению античных авторов, первой Сивиллой была дельфийская Фемоноя. В других источниках Фемоноя именуется Пифией. Отсюда мы можем сделать вывод о том, что сивилла и пифия - это, в принципе, одно и то же, два разных слова, обозначающих одно понятие. И вот что про сивиллу пишет Климент Александрийский:

"Гераклит утверждает, что изречения Сивиллы были порождением не человеческого ума, а скорее божественным внушением. Говорят также, что в зале собраний в Дельфах показывали камень, служивший, по преданию, седалищем первой Сивиллы, сошедшей с Геликона, где она была воспитана Музами. Некоторые же говорят, что она пришла из Малии и была дочерью Ламии и внучкой Посейдона. В одной из своих поэм Серапион говорит, что Сивилла не переставала предсказывать и по смерти, и что дух, покинувший её по смерти, даёт способность к прорицанию гадателям и предсказателям; тело же её, превратившись в землю, произрастило траву; вот почему по внутренностям животных, щипавших траву на этом месте, люди могут узнавать будущее. Он же считает, что лик, являемый луной, есть душа Сивиллы" («Строматы»).

Вергилий изображает экстаз Сивиллы как вакхическое неистовство:


«Время Судьбу вопрошать! Вот бог! Вот бог!» — восклицала
Так перед дверью она и в лице изменялась, бледнея,
Волосы будто бы вихрь разметал, и грудь задышала
Чаще, и в сердце вошло исступленье, выше, казалось,
Стала она, и голос не так зазвенел, как у смертных,
Только лишь бог на неё дохнул, приближаясь.


Самые ранние сивиллы пророчествовали на святых местах. Как сказано у Климента Александрийского, седалищем первой сивиллы был камень в Дельфах. Позднее на этот камень зачем-то залез Аполлон.

Аполлон
Аполлон сидящий на омфале.

Варрон упоминает предание, что омфал был могилой священного дельфийского Змея Пифона, то есть изначально представлял собой надгробный камень и мог служить точкой соприкосновения между миром живых и мёртвых. Вот это, пожалуй, самое важное свидетельство, потому что оно позволяет нам провести параллель с аналогичными практиками туарегов, о которых мы сегодня уже говорили.

Джеймс Фрэзер пишет: "Когда мужчины находятся в далёком походе, их жёны, нарядившись в своё лучшее платье, идут к древним могилам, ложатся на них и вызывают душу того, кто должен им сообщить весть об их мужьях. По их зову появляется в образе человека дух по имени Идебни. Если женщина сумела понравиться этому духу, он рассказывает ей всё, что произошло во время похода; если же ей не удалось снискать его благоволение, то он принимается её душить. "Близ Вади Ауджидит, в Северной Сахаре, находится группа больших могил эллиптической формы. Азгарская женщина, желая узнать про своего отсутствующего мужа, брата или любовника, отправляется к этим могилам и ложится спать среди них. Она, по-видимому, уверена, что её посетят видения и сообщат ей нужные сведения" (Источник).

И как здесь не вспомнить про практику захоронения умерших под полом жилищ в Чатал-Хююке?

захоронение в полу
Захоронение в полу. Реконструкция.

могила под полом
Могила под полом. Реконструкция.

И прямо на этих могилах устраивались лежанки, очевидно, для того, чтоб не надо было далеко ходить к могилам, как жёнам туарегов.

mosika_901_00001
Лежанка. Реконструкция.

Кстати, тут же рядом и ступа Бабы-яги стоит... Всё как положено...

Фрэзер ещё приводит пример из африканского племени банту.

"Племена банту, населяющие обширное плоскогорье в Северной Родезии, верят, что духи умерших вождей иногда вселяются в тела живых людей и пророчествуют их устами. Когда такой дух вселяется в мужчину, последний начинает рычать, как лев, а женщины собираются и бьют в барабаны, оповещая громкими криками, что вождь пришёл навестить деревню. Одержимый предсказывает будущие войны и предупреждает население о приближающемся нападении львов. Пока дух остаётся в теле медиума, этот последний не должен есть никакой варёной на огне пищи, а одно лишь пресное тесто. Впрочем, дар прорицания нисходит на женщин чаще, чем на мужчин. Такие пророчицы выдают себя за одержимых духом того или другого умершего вождя и, почувствовав приступ вдохновения, белят лицо, чтобы привлечь к себе внимание, и обсыпают тело мукой, которой приписывают священную силу. Одна из них бьёт в барабан, а другие пляшут, распевая странные мелодии с необычными интервалами. Под конец, доведя себя до надлежащего состояния религиозной экзальтации, одержимая падает на землю и изливается в тихой, почти нечленораздельной песне, которую шаман истолковывает замершим в страхе слушателям как голос духа".

Кстати, Евсевий Кесарийский относил к сивиллам Мириам — сестру Моисея, которая в Библии именуется пророчицей (Исх. 15:20).

Miriams_Tanz
Танец Мириам, иллюстрация из Томичов псалтир, Болгария, XIV век.

Согласно Варрону, слово Сивилла переводится «божья воля». И это тоже ценное замечание. Вот как, например, переводится на русский язык украинское слово "божевільна": сумасшедшая, ненормальная, невменяемая, психованная, одержимая, бесноватая.

То есть, надо полагать, что в случае пифий и сивилл мы имеем дело с дожившей до античности архаической практикой женских пророчеств. По всей видимости, они в до-античную эпоху были широко распространены, а ко времени классической Греции от них остались лишь редкие очаги.

Сивиллы_древнего_мира
Tags: ИСС, Чатал-Хююк, пророчество
Subscribe

Posts from This Сommunity “пророчество” Tag

  • Мудрость и уродство.

    Керидвен ( Cyrridwen) - королева Запада, Воды и Осени, зачинательница всей магии и королева ведьм в валлийской мифологии. Она родила двух…

  • Кассандра.

    Автор блога Old European Culture пишет: Сцена из Троянской войны: Кассандра цепляется за ксоан, деревянное культовое изображение Афины, в то…

  • О Дельфийском пророчестве.

    loreley10 в двух своих статьях - Загадка Дельфийского храма. Пифия - часть 1 и Загадка Дельфийского храма. Пифия - часть 2 пишет о…

  • «Пифоны» и пифии.

    Как пишет Эрик Робертсон Доддс в своей монографии "Греки и иррациональное" ( СПб.: Алетейя, 2000), " традиция пророческого…

  • О пророческой силе женщин (2).

    "Северная языческая традиция неотделима от обычаев прорицательства, которое ставило целью открыть как нынешнее, так и будущее положение вещей, и…

  • О пророческой силе женщин.

    "Все германцы, по утверждению и Тацита, и Цезаря, верили в пророческую силу женщин, и порой считали прорицательниц божественными. Одной из них…

  • Алтарь Санто Стефано.

    Oбъект расположен в муниципалитете Осчири, в провинции Сассари на севере Сардинии, примерно в двух километрах к северу от города Осчири, перед…

  • "Двоеверие" в Элладе (2).

    В продолжение записи "Двоеверие" в Элладе. Характерным примером "наложения" позднейшего патриархального культа Зевса на более…

  • Мундус.

    Так назывался сакральный камень, который располагался в центре этрусского города, на пересечении двух главных улиц, где находился "регий",…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 2 comments