Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Categories:

Дети в архаических погребальных практиках.

Сунгирь — верхнепалеолитическая стоянка древнего человека на восточной окраине Владимира — удивляет богатством отделки одежды погребённых. Одежда подростков была обшита бусами из бивня мамонта (до 10 тысяч штук), что позволило реконструировать их одежду (оказавшуюся похожей на костюм современных северных народов); кроме того, в могилах были браслеты и другие украшения из мамонтовой кости.

Сунгирь

О чём это говорит? О том, что 34 654—33 678 л. н. (калиброванная дата) дети и подростки не были "людьми второго сорта". Подростки 12—14 лет (Сунгирь-2) и 9—10 лет (Сунгирь-3) лишь в современном представлении считаются "нахлебниками", "спиногрызами", а, например, в 7 веке в англосакской Британии «взрослость» наступала в 10 лет и в захоронении 11-12-летнего мальчика из Вестгарда был обнаружен щит.

Но здесь можно предполагать и религиозную составляющую столь богатого погребения.

Как известно, в эпоху верхнего палеолита и позднее пещеры являлись своего рода нерукотворными "храмами", первобытными святилищами. И вот что интересно: в неолитической Италии детей хоронили в пещерах, а взрослых – на поселениях.

"
В конце пятого тысячелетия до н.э. на обширных пространствах атлантической Европы распространился обычай использовать мегалитические сооружения, природные или рукотворные пещеры для совершения коллективных захоронений, - пишет М. Б. Медникова в своей монографии "Биоархеология детства в контексте раннеземледельческих культур Балкан, Кавказа и Ближнего Востока" / Ин-т археологии РАН. – М.: Club Print, 2017. - Наиболее распространённой концепцией, объяснявшей приверженность этому погребальному обряду, служит идея приобщения к предкам. Но, подчёркивают А.Вотерман и Дж.Томас, это не объясняет присутствие в подобных местах большого числа детских и подростковых захоронений. Авторы рассматривают пример позднего неолита юго-западной Иберии (3500-2500 до н.э.), где детские останки составляют от 16 до 54 % в коллективных погребениях, и где они перемежаются с останками взрослых в рамках единого погребального обряда".

И далее: "Я.Куит, описывая жизненное пространство, феномен смерти и передачу социальной памяти в раннеземледельческих сообществах эпохи докерамического неолита на Ближнем Востоке, уделил внимание детским погребениям как первичным и интактным, расположенным под стеной постройки или в центре двора (Kuijt, 2001). Из 232 индивидов выборки из Иерихона стадии PPNB 50% – это дети, моложе 14 лет, что, на наш взгляд, указывает и на высокую детскую смертность, и на тщательность посмертного обращения с этими членами группы". "Кроме того, косвенно об отношении к детям и периоду детства можно судить по результатам изучения церемониального захоронения 25 антропоморфных статуэток и бюстов, изображающих детей наравне с мужчинами и женщинами (Rollefson, 2002)".

Интересно выглядят результаты раскопок в израильской пещере Нахал Кана, где были найдены останки 23 человек, включая детей 0-5 лет. "Здесь не было найдено черепов, даже фрагментированных, которые принадлежали бы взрослым людям, в то время как среди детских скелетов краниальные кости встречались. Вообще в этой пещере присутствуют останки людей не старше двадцати лет. В суммарной выборке 47,8% составляли маленькие дети и подростки". "Нельзя исключить, что пещера Нахал Кана была особым сакральным местом", - говорит М. Б. Медникова.

"
При раскопках телля Сотто седьмого тысячелетия до н.э. захоронение ребёнка было совершено в большом керамическом сосуде, причём здесь было найдено ожерелье с бусинами из камня, раковин и меди (Merpert, Munchaev, Bader, 1976. P.33). Это ранний пример детского погребения в сосуде, впоследствии продолжающийся в хассунской традиции. Среди погребённых на памятнике Ярым Тепе I большинство были детьми (до 85%), их останки найдены на нижних уровнях под домами, некоторые – в больших сосудах (Munchaev, Merpert, 1981. Table 1). На ключевом халафском памятнике Ярым Тепе II останки 12-13-летнего подростка были помещены в специально построенную печь в сопровождении шести керамических и трёх каменных сосудов, глиняного веретена, каменной печати, двух раковин каури и сотни бусин из гипса, керамики, кварца и обсидиана (Oates, 1976. P.108)".

"Очень часто взрослых хоронят по краям обитаемой зоны (например, в Эриду), детей – в пределах жилого пространства. На телле Абада (период убейд 2-3, центральный Ирак) были обнаружены погребения 125 младенцев на уровнях I-II, из них 59 – под большим трёхчастным зданием. На поселении Тепе Гавра в северном Ираке 84 процента из 120 погребений (уровень XII поселения, терминальный убейд/LC1 [1]) принадлежат детям. Как и в предыдущем случае, самая многочисленная группа из 25 погребений была обнаружена под полами трёхчастного здания,  которое атрибутируется как связанное с ритуальными практиками [2]".

"Результаты раскопок Тепе Гавры были использованы М.С.Ротманом и Б.Писнэллом для аргументации тезиса о важных социальных, политических и экономических изменениях в позднем халколите (Rothman, Peasnall, 1999). Материалы из раскопок слоя XIA/B, вероятно, демонстрируют рост социальной сложности: в то время как взрослые похоронены в скромных могилах, некоторые дети погребены с особым тщанием (по Ротману, Писнэллу, это отражает их высокий статус уже на момент рождения)". "По мнению Г.Бреретона, присутствие экзотических богатств в выдающихся архитектурных сооружениях, где под полом захоронены маленькие дети, означает, что некоторые родовые группы обладали эксклюзивными правами и в ритуальной, и в экономической сфере (Brereton, 2013)".

Но вот мы в начале статьи привели, в качестве примера, погребение подростков в Сунгире, которое тоже было произведено "с особым тщанием", - и что же, нам теперь писать "о важных социальных, политических и экономических изменениях", произошедших 33 000 лет назад? Скорее уж подростки (по крайней мере, некоторые) в архаических обществах (по крайней мере, некоторых) принадлежали к особой категории населения; может быть, они вызывали обожание, граничащее с религиозным обожением. И, может быть, именно поэтому их погребение производилось с особым тщанием, в святилищах или на священных территориях, и на их костях позднее возводились храмы.

Любопытно взглянуть на всё это с точки зрения тесной связи детей с потусторонним миром. Мы всё время говорим о преимуществе женщин в шаманско-медиумических практиках, но ведь дети, пожалуй, ещё более чувствительны (сенситивны), чем женщины.

К.Леви-Стросс отмечал, что дети часто ощущаются как Другие, разделяя это пространство с мёртвым предком, т.к. они ещё не полностью включены в мир взрослых. По представлениям коренного населения берега Слоновой кости, младенцы имеют особую связь с загробным миром, из которого они недавно пришли, оставив позади духов и предков. Поэтому новорожденные – «дети богов».

------------------------------------------------------------------------------
[1] Хронологически слои XII-VIII соотносятся с 4 300-4 100 гг. до н.э. Слои XIA/B и XI/XA одновременны горизонту раннего Урука на юге – 4 100-3 800 л. до н.э. (Rothman, Peasnall, 1999. P.106).
[2] Первоначально большое число детских захоронений в «Белой Комнате» храмового комплекса Тепе Гавры обсуждалось в контексте практики жертвоприношений (Tobler, 1950. P.109). Но, например, ребёнок из локуса 7-37 погребён с керамической погремушкой и цилиндрическим молоточком, т.е. с игрушками, что, скорее, свидетельствует о ненасильственном характере его смерти (Hole, 1989. P.161).

Tags: архаический мир, дети
Subscribe

Posts from This Сommunity “дети” Tag

  • Дольмены и дети.

    Н.И. Бондарев, Т.А. Бондарева в статье " НАЗНАЧЕНИЕ ДОЛЬМЕНОВ ЗАПАДНОГО КАВКАЗА" выдвигают довольно экстравагантную версию о…

  • Дети в архаических погребальных практиках (2).

    В статье Дети в архаических погребальных практиках говорилось о том, что в эпоху неолита на Ближнем Востоке " очень часто взрослых хоронят по…

  • Африканские мадонны (2).

    В записи " Африканские мадонны" уже говорилось про положительное влияние на детскую психику традиционного ношения детей на спине у матери.…

  • Ephedrismos.

    Two girls playing ephedrismos, 300 BC. From Corinth, Greece. Amsterdam Museum. Источник картинки. Одно время в древней Греции в эту игру играли…

  • Бог маленьких детей.

    “Японец рождается синтоистом, живет как конфуцианец и умирает как буддист”. И это действительно так. В Японии синтоизм и буддизм…

  • Детские (молочные) бутылочки бронзового века.

    Автор блога Old European culture пишет: "Среди керамических находок с кладбища культуры инкрустированной керамики бронзового века (около…

  • "Птичья свадьба".

    Недавно в статье " О воспитании детей в Африке" говорилось о феномене "детских браков" в африканских хижинах-интернатах. Как…

  • Киндерсюрприз по-африкански.

    И. Л. Андреев пишет в своей монографии "Тамтам сзывает посвящённых" (М.: Прогресс-Традиция, 2008. С. 154): " Неоднократно в разные…

  • Африканское традиционное воспитание детей.

    Африка пестрит пережитками и "осколками" матриархата. В Африке матриархат ещё живуч внутри сменивших его патриархальных структур.…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 1 comment