Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Category:

О человеке-"хамелеоне" и "вечном идоле".

"Практически во всех архаичных мифологиях присутствуют божества, соединяющие в себе животную и человеческую природу. По мнению таких культурологов как Кассирер и Канетти, двойственная природа человека, его способность к "превращениям" сделала человека-биологический вид человеком культурным. (Эрнст Кассирер — немецкий философ и культуролог, создатель теории человека, понимаемого им как «animal symbolikum» — существо символическое, а точнее символическое животное). Данная теория, в частности, позволяет отнести такой феномен как ряжение, явно включающий в себя подобную двойственность, к мифическим временам.

Развивая концепцию Кассирера, американский культуролог Теодор Роззак утверждает: до наступления палеолитической эры господствовала другая - "палеотаумическая" (от двух греческих слов - "древний" и "достойный удивления"). Ещё не было никаких орудий труда, но уже была магия. Мистические песнопения и танцы составляли сущность человеческой природы и определяли его предназначение ещё до того, как первый булыжник был обтёсан для топора.

Вот контуры этой древней жизни: сначала мистические видения, потом орудия, мандала вместо колеса, священный огонь для приготовления жертвоприношения, поклонение звёздам ещё до того, как появился календарь, золотая ветвь вместо посоха пастуха и царского скипетра. Одним словом, молитвенно-восторженное восприятие жизни в противовес одностороннему практицизму палеолитической эры.


Взглянем ещё раз на проблему антропогенеза через призму проанализированных здесь открытий философской антропологии. Орудия труда действительно сыграли немалую роль в жизни человека. Однако они не могут объяснить тайны превращения обезьяны в человека, чуда сознания, секретов социальной жизни человека. Обычная эволюционная теория, которая исходит из поступательного развития живой материи, здесь оказывается бессильной. Появление самого эксцентричного создания на Земле - человека - связано с качественным прорывом в приключениях живой материи.

Теперь мы можем представить себе, что древние представления о родстве людей и видов животных вполне совместимы с изложенной здесь концепцией. Каждый род, как известно, носил имя своего тотема. Для каждого из них характерно, что это человек и животное одновременно: он ведет себя как человек и как определенное животное и считается предком обоих.

По мнению Канетти, чтобы их понять, нужно иметь в виду, что это представители мифических времен, когда превращение было универсальным даром всех существ и происходило безостановочно. Человек мог превращаться во что угодно"
(Цитата по П.С. Гуревич "Философия человека. Человек - "символическое животное").

Тут верно и бесспорно лишь то, что человек, по своей сути, это "хамелеон". И с этим качеством связано как самое мерзкое в человеке - лживая натура, которой нет у животных, - так и самое святое: способность сострадания, сопереживания тем же животным, а также себе подобным и даже мифологическим существам. Но тут сразу возникает неразрешиый вопрос: почему древние гоминиды, обладая пластичностью хамелеона, выбирали себе высокие образцы для подражания? Почему они не подражали каким-нибуль нижестоящим троглодитам или, скажем прямо, диким зверям? Ведь это гораздо проще.

троглодиты


На протяжении всей истории человечества мы наблюдаем бесчисленные примеры "скатывания" в троглодитство и отдельных человеческих особей, и целых народов, но, всё-же, никогда человечество - целокупно - не следовало этой модели поведения. Всегда находилась духовная сила, противостоящая озверению, спасающая и сохраняющая человеческий род от растворения в животном мире.

С самых древнейших времён мы наблюдаем неестественный-противоестественный-сверхъествественный матриархат в человеческих обществах. Это совершенно удивительная и невероятная вещь, чтобы грубая сила добровольно подчинилась духовной силе. Это рационально никак не объяснить, если только не принять во внимание иррациональные мотивы, исходящие из области Бессознательного. Борис Вышеславцев в своей работе "Этика преображённого Эроса" пишет: "Мощь положительного образа в душе есть нечто изумительное. Она становится настоящим чудом и источником настоящих чудес, когда этот образ проникает в подсознание. Все медиумические чудеса, на которые натолкнулась наконец современная наука, связаны с подсознанием (совершаются «в трансе»); подсознание чудесным образом реализует откуда-то и как-то полученный им образ, как будто даже обладает способностью облекать его в плоть и кровь. Здесь настоящая магия воображения, магия изумляющая и устрашающая" (подробнее см. здесь).

Значит, в конечном итоге, человека сформировал образ Прекрасной Дамы, Богини.


mosika_901_00001
"Вечный идол". Роден.

Tags: антропология, архаический мир
Subscribe

  • О крито-минойской письменности.

    "Выяснилось, что репродуктивное число для уханьского штамма коронавируса равняется трём, из-за чего для заметного снижения заболеваемости…

  • О сверхсознании.

    «По словам сына Хайдеггера, Германа, отец однажды сказал ему: "Во мне мыслится. Я не могу этому противиться" (Es denkt in mir. Ich…

  • О происхождении сознания, языка и религии.

    С. Г. Фатыхов в статье " ФИЛОСОФСКО-КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ ИСТОКОВ ПРОТОРЕЛИГИОЗНОГО СОЗНАНИЯ ЧЕЛОВЕКА" пишет: " Человек…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments