Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Category:

Старая Европа. Проверено: вождеств нет.

Marko Porčić в статье "Социальная сложность и неравенство в позднем неолите Центральных Балкан: Обзор свидетельств" приходит к следующему заключению:

"Общий вывод данного исследования заключается в том, что нет однозначных доказательств институционализированного неравенства и стратификации в поздненеолитических сообществах Центральных Балкан, за исключением фрагментарных свидетельств социального ранжирования. Хотя демографический и технологический потенциал для появления сложных и иерархических обществ (например, вождеств), присутствовал, нет никаких доказательств того, что они развивались в позднем неолите на Балканах. Учитывая, что неолитические общества в северных районах распространения культуры Винча, вероятно, были структурированы в наибольшей степени, можно было надеяться на то, что появление сложных вождеств и протогородских обществ в заключительной фазе развития культуры наиболее легко обнаружить именно в этом регионе. Однако до сих пор в археологических свидетельствах и показаниях такого развития не наблюдалось. Имеющиеся данные не позволяют говорить о цивилизации позднего неолита, городах или надрегиональных полисах.

Следует подчеркнуть, что имеющиеся свидетельства почти по каждому аспекту обществ позднего неолита в центральной части Балкан скудны из-за того факта, что здесь было проведено очень мало крупномасштабных раскопок. Имеющиеся данные едва ли позволяют делать какие-либо обобщения. По этой причине, учёные, интересующиеся этой темой, должны делать общие утверждения с большой осторожностью, а выводы о социальной системе не должны основываться на каком-то одном критерии".


Вообще говоря, неравенство присутствует в любом человеческом обществе, так как сами люди неравны друг другу по многим параметрам. Но одно дело, когда мы наблюдаем неравенство, например, в группе мальчиков-подростков, и совсем другое дело, когда неравенство в обществе институциализировано в форме кастовой системы или как-то иначе.

Это традиционный вопрос в социальной археологии - определить степень социального неравенства в рамках того или иного общества. Такой анализ обычно проводится с двумя классами данных - данными по домохозяйствам и погребальными данными. Общая цель состоит в том, чтобы определить величину и характер междомовых или межиндивидуальных различий в показателях социального статуса. В археологии домохозяйств такими показателями являются размер дома или площадь дома и атрибуты домашнего инвентаря. В погребальной археологии индикаторами являются атрибуты строительства могил и могильные принадлежности.

Коэффициент Джини часто используется в антропологии и экономике как формальная мера неравенства в распределении жизненных благ. Значение Джини, равное 0, указывает на то, что жизненные блага распределены абсолютно равномерно, в то время как значения, близкие к 1 (наивысшее значение, которого может достичь Джини), указывают на то, что наибольшая доля жизненных благ принадлежит меньшинству населения.

Результаты по данным о домохозяйствах показывают, что различия в размерах домов между домохозяйствами были незначительными.


коэффициэнт Джини

Значение коэффициента Джини для разнообразия погребальных материалов с кладбища Гомолава составляет 0,443. Следует отметить важный факт, касающийся могил Гомолавы: анализ ДНК показал, что все они принадлежали мужчинам из одного линиджа ("большой семьи"). Продолжительность кладбища оценивается приблизительно в 50 лет, или два поколения. Это важная информация, поскольку она может свидетельствовать о том, что, независимо от неравенства или равенства в погребальном имуществе, только один род имел доступ к месту захоронения в пределах поселения. То есть, в культуре Винча не было отдельных погребений для "тузов", как, например, в микенской Греции, или династическом Египте, или Советском Союзе с его мавзолеем.
Tags: Старая Европа
Subscribe

Posts from This Сommunity “Старая Европа” Tag

  • Ловцы осетров из Лепенского Вира.

    Автор блога Old European culture в статье " Мезолитические ловцы осетровых рыб" рассказывает о житье-бытье носителей культуры Лепенски-Вир…

  • Вудхенджи с соломенными крышами.

    В записи " Зачем заборы городили в неолите?" были высказаны предположения, что хенджи и ронделы были своеобразными местами народных…

  • Свято место пусто не бывает.

    Любопытно расположение женщины-шаманки между рогами оленя. Это напоминает трипольские фигурки женщин, сидящих на креслах в виде рогов быка.…

  • Ещё 5 коп. в копилку эгалитарной Старой Европы.

    Интересная заметка в паблике Археология Восточно-Европейской степи: "Палеоантропологи исследовали останки 39 человек, проживавших на…

  • Потлач в Старой Европе?

    В статье " De facto refuse or structured deposition? House inventories of the late neolithic Vinča culture" автор, Marko Porčić, касается…

  • О свайных поселениях Старой Европы.

    Мы уже касались темы свайных поселений Старой Европы в записи Кто и зачем построил бассейн на холме? Сегодня продолжим "углубление" в эту…

  • Неолитическая Чёрная Дева.

    Во Франции археологи впервые продемонстрировали редкую статуэтку возрастом порядка 6000 лет, найденную при раскопках на левом берегу реки Соммы.…

  • Обо всём понемногу.

    ESENIA, рассказывая о святилище каменного века Göbekli Tepe (Гёбекли-Тепе), замечает, что существует традиция изображения богини Ладжи Гаури…

  • Кто и зачем построил бассейн на холме?

    В 2004 году в долине реки По, вблизи современной деревни Ночето в провинции Парма, на вершине небольшого холма археологи откопали искусственный…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 3 comments