Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Category:

О матрилокальности поселений ЛЛК.

Интересный абзац из статьи Питера ван де Вельде "Аспекты погребальной практики линейно-ленточной культуры":

"An important topic in this context is the organization of the lineages. One of the major characteristics of the decoration on LBK pottery is its execution either in curvilinear or in rectilinear design, never both (but see below). Among the graves with decorated pottery, female interments are systematically accompanied by one of them, but never the two together, whereas male burials are accompanied by both or one of the alternatives (Table 4). The patterned occurrence of pottery decoration can be explained in the kin sphere, by matrilineal arrangements. Compare the Western European custom of lineage names where a patrilineal order has the wife taking her husband’s name in front her own (father’s) name; children take the name of the father. In LBK culture this custom was contrary, as the wives (rather, the wife’s lineage) were badged by either curvilinear or rectilinear decoration on the pots they used. Husbands married into that lineage, bringing with them their mother’s sign. Thus, marriage associated the males with both lineages, the women stayed put in their own lineage. Most remarkable in the present context is the single pot in grave no 28 of the Flomborn cemetery, where both structures are found on the same pot (Richter 1968/69: 165), a conjunction I have never seen before; unfortunately, the gender of the burial cannot be established independently –but “male” seems a fair bet.

It is certainly not implied that there have been only two lineages in LBK society; from theory it is known that generally lineages are grouped into moieties or demi-societies –exogamous each, just like every other kin grouping. The lineages per se were probably marked by the spirals, meanders, waves and zigzags of the pottery decoration, but presently that system remains a mystery; attempts have been made to pinpoint lineages through secondary motifs in the pottery decoration (Claßen 2006, Hoyer 2010), but the results are quite particularistic and sometimes inconclusive".

"Важной темой в этом контексте является организация линиджей. Одной из основных характеристик декора на керамике ЛЛК является его выполнение либо в криволинейном, либо в прямолинейном дизайне, никогда оба варианта (но см. ниже). Среди могил с декорированной керамикой женские погребения систематически сопровождаются одним из горшков, но никогда двумя вместе, тогда как мужские погребения сопровождаются обоими или одним из альтернативных вариантов (Таблица 4). Закономерность появления тех или иных украшений на керамике можно объяснить в сфере родства, матрилинейными установками. Сравните западноевропейский обычай родовых имён, где при патрилинейном порядке жена берёт имя мужа перед своим собственным (отцовским) именем; дети берут имя отца. В культуре ЛЛК этот обычай был противоположным, поскольку жёны (точнее, "большая семья" жены) обозначались либо криволинейным, либо прямолинейным декором на горшках, которые они использовали. Мужья женились на представительницах этого рода, принося с собой знак своей матери. Таким образом, брак связывал мужчин с обоими родами, а женщины оставались в своём роду. Наиболее примечательным в данном контексте является единственный горшок в могиле № 28 кладбища Фломборн, где обе структуры обнаружены на одном горшке (Richter 1968/69: 165), такого сочетания я никогда раньше не видел; к сожалению, пол захоронения не может быть установлен независимо - но "мужской" кажется более вероятным.

Конечно, не подразумевается, что в обществе ЛЛК существовали только два линиджа; из теории известно, что обычно линиджи группируются в деми-общества, каждое из которых - экзогамное, как и любая другая родственная группа. Линиджи как таковые, вероятно, были обозначены спиралями, меандрами, волнами и зигзагами декора керамики, но в настоящее время эта система остаётся загадкой; были предприняты попытки определить линиджи через вторичные мотивы в декоре керамики (Claßen 2006, Hoyer 2010), но результаты довольно специфичны и иногда неубедительны
".

К сожалению, в тексте нет ни рисунков, ни таблиц, так что очень сложно понять, что представляет собой криволинейный и прямолинейный дизайн декора на керамике, о котором говорит автор. Однако, насколько мне известно, в культуре ЛЛК  каждый длинный дом имел собственную традицию изготовления керамической посуды, так что декор, конечно, должен варьировать. Что касается "знаков матери" на керамике, то, как говорит сам автор, "в настоящее время эта система остаётся загадкой". Хотя, в принципе, это вполне разумно и рационально даже с бытовой точки зрения, чтоб у каждого горшка была, так сказать, своя "печать", по которой можно было бы легко определить хозяйку утвари, во избежание споров и скандалов. Наверно, шумерские печати явились лишь развитием этой идеи.

Несмотря на некоторую неудобовразумительность данного текста, он всё же свидетельствует о матрилокальности поселений ЛЛК. В своём резюме автор делает заключение: "На основании распределения по полу основных характеристик декора керамики можно установить, что линиджи ЛЛК были матрилинейными образованиями".

Tags: ЛЛК, керамика, матрилокальность
Subscribe

Posts from This Сommunity “ЛЛК” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 5 comments