Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Categories:

Особенности семейно-брачных отношений народа наси.

Ю. А. Грачёва в статье "Особенности традиционных семейно-брачных отношений народа наси и этнической группы мосо" говорит, что народ наси — одно из национальных меньшинств Китая, большая часть которого проживает в провинции Юньнань. Народ наси интересен своей уникальной культурой дунба, древней историей и особенными традициями семейно-брачных отношений, именуемых «визитные отношения».

В зависимости от места проживания различных групп народа наси, можно выделить три основных типа свойственных им семейных отношений:

1. Матриархальная семья: родство ведётся по материнской линии, женщина — глава семьи.
2. Билинейная семья: родство ведётся по отцовской и материнской линии, муж и жена занимают равное положение в семье.
3. Патриархальная семья: родство по мужской линии, мужчина — глава семьи, наследство передаётся только по мужской линии.


Отличительной особенностью билинейных и иногда патриархальных семей наси данного региона является наличие такого понятия как «две главы». Первый, «внешний глава» — мужчина, а второй, «внутренний» — женщина; имеется ввиду, что функции этих «глав» разделены так: мужчина руководит делами, связанными с «внешними» взаимоотношениями в обществе (например, в торговле), женщина — занимается всеми проблемами и вопросами, связанными с внутренней жизнью семьи. «Внешним» главой является самый старший мужчина в семье, «внутренним» — мать или самая старшая женщина в семье (или жена).


Мужчины наси отвечают за строительство всевозможных сооружений и вспашку земли, а женщины наси за всё остальное. Также мужчины обычно отвечают за выпас скота, а женщины за содержание самого поголовья. Кроме того, в обязанности мужчины входит забой скота и захоронение останков, однако, как правило, они не делают этого до тех пор, пока их хорошо не попросят. Что касается торговли, то она ведётся как женщинами, так и мужчинами. Раньше, когда наси могли отправляться с торговыми караванами за сотни километров от родной деревни, это был мужская прерогатива, но теперь они, как правило, не выходят за пределы своего поселения, и все торговые дела, как правило, лежат на женщинах. Итогом того, что на женщинах лежит основная ответственность за производительную деятельность и торговые дела, стало то, что жёны и матери стали в своих семьях ответственными за финансы, «а их мужья и сыновья вынуждены просить у них деньги, даже чтобы купить сигарет».

Тем не менее, сыновей наси ни в коей мере нельзя назвать "маменькиными сыночками". С первых дней своей истории они были известны своей храбростью, мужеством и преданностью. В народном фольклоре и текстах дунба они всегда восхвалялись, прежде всего, как храбрые воины и хорошие охотники. Солдаты наси всегда составляли ядро армии провинции Юньнань, и, призванные на войну, всегда держались в бою до конца. Конечно, в настоящее время мужчины наси в силу исторических и других обстоятельств «лишены возможности» проявлять себя с этой стороны, однако, такое качество как умение соревноваться в социуме с другими мужчинами для достижения более высокого статуса по-прежнему остаётся актуальным. Например, устраиваемые по вечерам драки среди юношей — самое обычное занятие, которое нисколько не осуждается ни окружающими людьми, ни собственно родителями «состязающихся».

Традиционные семьи наси довольно большие, от 6–12 человек в Лицзяне, до 20–30 в более глухих районах. Большинство семей включают в себя три поколения. В более отдалённых регионах, особенно в Мули-Тибетском автономном уезде, всё ещё можно встретить ситуацию, когда семьи, находящиеся между собой в кровном родстве по женской линии, образуют собой более крупные единицы, члены которых помогают друг другу в таких делах как большие постройки, сбор урожая, похороны и т.п.

В истории народа наси можно выделить два момента, которые так или иначе повлияли на их семейную и социальную жизнь, вызвали определённые трансформации. Во-первых, это влияние конфуцианства в связи с усилением экспансии ханьцев на территорию Юньнани, особенно начиная с XVIII века; во-вторых, это глубокая ломка социума и традиций, связанная с политикой КНР в 1950–1960-е годы.

Если говорить о той роли, которую сыграло конфуцианство в жизни наси, то конфуцианство стало одной из основных причин утверждения и распространения патриархального типа семьи.


Конфуций

Так же как и наси, женщины мосо несут на себе бремя основных хозяйственных работ: от уборки, приготовления пищи, кормления скота, заготовления дров, ткачества до организации тяжёлых сельскохозяйственных работ. Роль же мужчин в семейном и общинном производстве заключается в убое скота, выполнении плотнических и кузнечных работ, а также занятии рыбным промыслом, чему они обучаются от дяди или старшего брата в семье.

А.М. Решетов в своей работе «Матрилинейная организация у наси/мосо» (1964) проводил исследования семейной организации мосо (которые у него обозначены как наси), проживавших в одной деревне уезда Нинлан. Он пишет, что все семьи мосо этого поселения причисляли себя к одному из четырёх эр, в прошлом экзогамных родов (Си, Ху, Я, Э), которые к настоящему времени уже утратили своё значение в качестве социальной организации. Роль такой единицы стала играть идуму (также экзогамная), которую можно определить как дочерний род. Каждая идуму имела своё тотемное наименование, связанное с названием животного, горы, растения, явления природы и т.д. По мере разрастания и деления идуму, связь между исходной, материнской и дочерней идуму постепенно рвалась, и как только её уже было практически невозможно проследить, их членам разрешали вступать в брак.

В качестве экономической и социальной ячейки мосо, Решетов выделял иду. Иду состояла из трёх-четырёх поколений кровных родственников: 1. бабка (мать матери) и её сёстры и братья; 2. мать со своими сёстрами и братьями; 3. дети данной матери и их внуки; 4. дети сестёр матери и их внуки. Иду владела землёй, скотом, сельскохозяйственным инвентарём, а также жилищем.

Я думаю, мы нисколько не ошибёмся, если назовём иду словом линидж или "большая семья".


Решетов выделяет дабу — старшую, трудоспособную женщину в семье. Она организовывала весь рабочий процесс и распределяла обязанности между женщинами и мужчинами, ведала запасами, выступала как представитель своего иду в сношениях с аналогичными коллективами. Кроме того, она организовывала проведение религиозных церемоний и приём подарков, гостей. В целом, как заключает автор, все женщины и мужчины, за исключением самой дабу, ничем не выделялись и были равны в своих правах и обязанностях.

В принципе, всё то же самое, слово в слово, Мария Гимбутас говорит и о социальном устройстве Старой Европы.

В семье мосо родство велось по матери, и имущество тоже передавалось только по женской линии к дочери или внучке, поэтому, если наследница отсутствовала, то её «брали» из другой иду. Для этого требовалось согласие членов обоих деревень-ао, принятие в семью сопровождалось некоторыми религиозными церемониями. Однако новая женщина привлекалась в иду не только с целью наследования имущества, а также при угрозе прекращения семьи, если некому было родить новых детей. Иногда мужчина из одной иду брал себе в жёны женщину из другой иду с целью рождения дочери для его семьи, после чего женщина возвращалась обратно в свой материнский род.

А
вот при патриархате это немыслимо. Нельзя сохранить неплодную жену и при этом обзавестись наследником или наследницей. В данном отношении можно лишь позавидовать обычаям мосо.

Во многих современных работах, описывающих мосо, больше всего внимания уделяется такому явлению как система ачжу, которая называется по-другому «гостевой брак». Когда парень и девушка влюбляются, они обмениваются подарками (обычно это браслеты или пояса), и, если девушка того захочет, парень может прийти к ней в дом на ночь, но уйти сразу как начнёт светать. Такой «брак» совершенно свободен от влияний каких-либо внешних факторов, таких как отношения между семьями, возраст и социальный статус. Как правило, мужчина имеет отношения только с одной ачжу, тогда как у женщины их может быть больше (с одним у неё отношения постоянные, с другими носят временный характер). Как указывает Фу Маоцзи, дети, рождённые от этого союза, обеспечивают последовательность матрилинейной семьи. Кстати, выполнение именно этой задачи он считает одним из основных факторов, которые послужили сохранению брака ачжу в течение такого длительного времени. Дети воспитываются своей матерью, которой помогают тёти, играющие также роль «матерей» в социальном смысле этого слова. Если отец признает ребёнка, то он может его навещать (первый раз не ранее, чем через месяц после рождения). Несмотря на то, состоится признание или нет, ребёнок всё равно будет называть отца «дядей», т.к. вообще у наси не принято знать отца и задавать вопросы вроде «кто твой отец?».

В связи с особенностями брака, строилось и жилище мосо. В центре большой главной комнаты был очаг, вокруг которого спали старые женщины. Справа от входа были «нары» для подростков — мальчиков и девочек. Слева от входа, отделённые деревянными стенами, были кэпа — спальни для совершеннолетних девушек и женщин, ведущих брачную жизнь, где они и встречались с мужчинами из других иду. За стенами основного помещения были пристройки: амбары и спальни для старых мужчин, не ведущих брачную жизнь — дупа. Молодой мужчина места для сна в своём доме не имел — он спал в доме своей жены. Когда мужчина старел и прекращал брачную жизнь, он возвращался в материнскую иду и занимался воспитанием детей своих сестёр и внуков, которые обеспечивали его всем необходимым для жизни.

Как пишет Решетов, если брачные связи между несколькими иду были очень тесными, то они иногда образовывали иди — сообщество, члены которого связаны между собой обязательствами по помощи в хозяйстве, производственной деятельности.

Это напоминает "длинные дома" культуры ЛЛК.


old_europe_arch_17

В контексте отношений мужчины и женщины, в обществе мосо очень важную роль занимает ритуал, являющийся инициацией — вхождения мальчика или девочки в совершеннолетний возраст. Эта церемония проводится, когда ребёнку исполняется 13 лет и называется «церемония одевания юбки» для девочки и «церемония одевания штанов» для мальчиков. До этого момента и те и другие носили только халаты из конопляной или хлопковой ткани. Церемония проводится в комнате матери. Внутри дома любой семьи комната матери — главное помещение, в котором размещены два столба — один для мальчика, другой для девочки. Эти два столба вырезаны из одного дерева. Церемония для девочки очень важна, на ней присутствуют все члены семьи. После произнесения молитвы, мать помогает дочери сменить её старую одежду на новую, красивую, цветную юбку. После чего даба взывает к духам предков и надевает на шею девочки ожерелье, сплетённое из шерсти, которое затем надевается на вышеупомянутый столб, расположенный над семейным алтарём. Наси говорят, что эта церемония означает, что ребёнок будет привязан к семье и проживёт долгую жизнь. Кстати, с этого момента девочка получает право на личное пространство — на этой церемонии ей вручают ключ от комнаты, где она будет принимать своих будущих ачжу.

Об отношении к браку ачжу хорошо сказано в статье Д. Дубровской «Житейское счастье наси»: «Это не значит, что мосо фривольны и неспособны на глубокое чувство. Влюблённые пары могут таким образом встречаться годами, иметь несколько общих детей. Просто их отношения длятся лишь до тех пор, пока живо влечение. Более того, мосо убеждены, что приходящий брак — это и есть настоящая и чистая любовь, потому что к чувству не примешиваются вопросы собственности. Ведь если брак не регистрируется, то совместной собственности нет. Нет ни разводов, ни скандалов с женой или тёщей (ведь ни жены, ни тёщи тоже нет), а есть только чувство. При расставании женщина теряет только партнёра. Дети в материнской семье растут счастливыми и любимыми, окружённые вниманием многочисленных родственников. Женщины мосо с детства знают: любимые могут приходить и уходить, а родные всегда с тобой».

Tags: Китай, брак, мосо
Subscribe

Posts from This Сommunity “мосо” Tag

  • Poliphem о матриархате.

    По-моему, очень хорошо Poliphem ответил Sergio на ветке форума " О значении матриархата для цивилизации". Sergio: "Разве Вам…

  • Краткий курс истории наси.

    Говорят, чиновники в Москве запретили изложение "недостоверных сведений об исторических, о национальных, религиозных и культурных традициях…

  • Народность мосуо в Китае.

    В современном Китае, в провинции Сычуань, в предгорьях Гималаев живёт народность Мосуо, которая входит в состав группы народов носи. Это…

  • Матриархальный "реликт" в Китае (2).

    Удивительная народность мосо проживает в юго-западной провинции Юньнань и насчитывает на сегодняшний день около сорока тысяч человек. Это…

  • "Гостевой брак".

    Женатые мужчины западноафриканского народа сенуфо не живут со своими жёнами. Они посещают их по вечерам. Приносят немного деликатесов, проводят с…

  • Матрилинейность народа мосо.

    «Это единственное место в Китае, где нет мужей и отцов. Любящие друг друга мужчины и женщины встречаются по ночам, а утром мужчины…

  • И ещё о полиандрии.

    Полиандрия – (от поли…и греч. а ndros - мужчина, муж ), многомужество, редкая пережиточная форма группового брака, при…

  • Мосуо: Царство Дочерей.

    В Китае есть племя численностью в 40 000 человек, в котором главенствует матриархат. Название племени можно произносить по-разному: мусуо, мосуо,…

  • Матриархальный "реликт" в Китае.

    Когда говорят о матриархате, представляют воинственных амазонок, которые мужчин убивают ещё на подходе. Но вообще-то в мире прямо сейчас…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments