Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Categories:

Всяк ли поднявший камень - человек?


«Троглодит», мечущий камень. Фрагмент изображения на карфагенском блюде VII века до н.э., найденном при раскопках в г. Палестрине (Италия).

Интересное изображение. Кто это? Неандерталец? Йети? "Маугли"? Примат? Человек? Чёрт? - Непонятно. Очевидно лишь, что это существо мужского пола, самец.


В сказке «Леший и черти», записанной Зелениным в Вятской губернии, говорится, что леший и черти, не поделив корову, «подняли драчу»: «черти бросают из озера камнями, а лешой вырывает из корень деревья и бросает им в озеро». В «Очерках русской мифологии» Зеленин пишет, что «русалки иногда кидают в людей камнями».

Бросаются камнями и злые духи — шайтан и джинэ (женский пол) — у черкесов-шапсугов. Грузинский леший «чинка», завидев рыбаков, «бросает в них камнями с досады, что те уменьшают его улов». Бросал чинка камни и в крестьянина, караулившего в поле кукурузу. Одно из прозвищ чинки — «камнеметатель».

Таджикское слово «сангазанак» означает «бросающий камни». Согласно А.З.Розенфельд, так в Бадахшане обозначают «мифический персонаж»: «Сангазанак швыряется камнями в горах». «В ванджских говорах для аджины имеется несколько слов-заменителей», в том числе «сангдозак» (швыряющая камни). О.Муродов пишет, что суеверные люди «не оставались ночевать на неубранном поле. Они боялись, что аджина может напугать их своими криками или станет кидать в них камни».

По данным А.П.Окладникова, якутские чучуна «кидали в спящих людей камнями со скал».

Сопоставление: «То, что шимпанзе могут бросаться камнями, мы знали и раньше. Однажды нам с Гуго пришлось испытать это на собственном опыте. Именно таким образом «приветствовал» нас Рудольф, когда впервые посетил наш лагерь. …Неожиданно, увидев прямо перед собой палатку и нас рядом с ней, он как-то странно закричал, выпрямился и швырнул в нашу сторону здоровенный камень, после чего моментально исчез».

Совсем неожиданно данный сюжет отражён в книге В.К.Арсеньева «Дерсу Узала». В гл. 16 рассказывается, как отряд остановился на бивак, «стрелки принялись таскать дрова, а солон (представитель малой дальневосточной народности. — Д.Б.) пошёл в лес за сошками для палатки». Через минуту Арсеньев «увидел его бегущим назад. Отойдя от скалы шагов сто, он остановился и посмотрел наверх, потом отбежал ещё немного и, возвратившись на бивак, что-то тревожно стал рассказывать Дерсу. Гольд тоже посмотрел на скалу, плюнул и бросил топор на землю».

«После этого, — продолжает Арсеньев, — оба они пришли ко мне и стали просить, чтобы я переменил место бивака. На вопрос, какая тому причина, солон сказал, что, когда под утёсом он стал рубить дерево, сверху в него чёрт два раза бросил камнями. Дерсу и солон так убедительно просили меня уйти отсюда и на лицах их написано было столько тревоги, что я уступил им и приказал перенести палатки вниз по реке метров на четыреста».

На новом месте Дерсу и солон стали строить изгородь, «чтобы чёрт со скалы не мог видеть, что делается на биваке». «Мне стало смешно, — пишет Арсеньев, — но я не высказывал этого, чтобы не обидеть старого приятеля».

Источник

От себя добавю ещё, что бросается камнями и полтергейст.

В связи с этим особенно прикольно выглядит вот эта картинка:

img2
(источник картинки)

Если этот каменюка - "орудие труда" лишь потому, что какое-то человекообразное существо манипулировало им, то тогда придётся "приписать" к людям и обезьян, и чертей, и йети с постергейстом, потому что все они швыряются камнями.

В продолжение темы см.: "Метнул гадюка каменюку..."
Tags: антропология, духи, камень
Subscribe

  • О шафране.

    Посмотрим, что пишет о шафране автор блога Old Europe culture. Я тоже интересуюсь этой травкой. У меня есть знакомая молодая женщина, которая ездит…

  • О символике души у древних критян.

    Очень интересная запись у автора блога " Очень Древняя Греция ". Называется " Птицы-души древних критян". " Редко кто из…

  • "Рогатые" дома матриархата.

    "Популярная среди минангкабау легенда возводит происхождение названия этого четвёртого по численности народа Индонезии к двум словам:…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments