Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Categories:

"Бабка".

С. М. Белякова в статье "О ПРИНЦИПЕ АНТРОПОМОРФИЗМА В РУССКОМ ЯЗЫКЕ, ИЛИ ЖИЛИ-БЫЛИ ДЕД ДА БАБА", анализируя этнолингвистический комплекс "бабка", указывает на весьма сильную связь старухи с сакральным миром.

"Во многих говорах бабка (бабушка) — это знахарка или ворожея. См., например: Мы сроду в больнису не ходили, к баушке сходим, она изладит (урал.). Ср. также архангельское бабушка-знатушка. Обладавшие опытом и особыми знаниями, пожилые женщины помогали при родах. Их называли повивальная бабка, бабка-повитуха, бабушка-повитушка, бабушка-повивушка, бабка-повивалка, бабка-самотуха. См. выразительный контекст: Разны бабки в деревне были: и бабка-повивалка, и бабка-ворожейка. Одна детей принимала, а друга ворожила, кто попросит (кузб.). Как пишет в своей книге «Лад» Василий Белов, «с точки зрения северной крестьянки, мужчина-акушер — нелепость, противоречие здравому смыслу, как женщина-коновал, например» [1].

И С. М. Белякова говорит о посреднической роли старой женщины между миром людей и миром сакрального.

Я полагаю, что мы здесь нисколько не ошибёмся, если соотнесём "бабку"-знахарку с шаманкой. Ведь в архаических обществах именно шаманы и шаманки играли роль посредников между людьми и духами.

Помню, в детстве мама водила меня к одной "бабке", которая заговаривала ячмень на глазу. Пошептала, плюнула - и когда я утром проснулся, уже никакого ячменя не было.




------------------------------------------------------------------------------
[1] Белов В. И. Лад: Очерки о народной эстетике // Белов В. И. Избр. произв.: В 3 т. Т. 3. М., 1984. С. 109.
Tags: ведовство, русские, шаманизм
Subscribe

Posts from This Сommunity “шаманизм” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments