Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Categories:

"Бабка".

С. М. Белякова в статье "О ПРИНЦИПЕ АНТРОПОМОРФИЗМА В РУССКОМ ЯЗЫКЕ, ИЛИ ЖИЛИ-БЫЛИ ДЕД ДА БАБА", анализируя этнолингвистический комплекс "бабка", указывает на весьма сильную связь старухи с сакральным миром.

"Во многих говорах бабка (бабушка) — это знахарка или ворожея. См., например: Мы сроду в больнису не ходили, к баушке сходим, она изладит (урал.). Ср. также архангельское бабушка-знатушка. Обладавшие опытом и особыми знаниями, пожилые женщины помогали при родах. Их называли повивальная бабка, бабка-повитуха, бабушка-повитушка, бабушка-повивушка, бабка-повивалка, бабка-самотуха. См. выразительный контекст: Разны бабки в деревне были: и бабка-повивалка, и бабка-ворожейка. Одна детей принимала, а друга ворожила, кто попросит (кузб.). Как пишет в своей книге «Лад» Василий Белов, «с точки зрения северной крестьянки, мужчина-акушер — нелепость, противоречие здравому смыслу, как женщина-коновал, например» [1].

И С. М. Белякова говорит о посреднической роли старой женщины между миром людей и миром сакрального.

Я полагаю, что мы здесь нисколько не ошибёмся, если соотнесём "бабку"-знахарку с шаманкой. Ведь в архаических обществах именно шаманы и шаманки играли роль посредников между людьми и духами.

Помню, в детстве мама водила меня к одной "бабке", которая заговаривала ячмень на глазу. Пошептала, плюнула - и когда я утром проснулся, уже никакого ячменя не было.




------------------------------------------------------------------------------
[1] Белов В. И. Лад: Очерки о народной эстетике // Белов В. И. Избр. произв.: В 3 т. Т. 3. М., 1984. С. 109.
Tags: ведовство, русские, шаманизм
Subscribe

Posts from This Сommunity “шаманизм” Tag

  • Шаманка эпохи мезолита в ритуальном одеянии.

    На Южном Оленьем острове, который расположен на Онежском озере, в 6250–6000 годах до н. э. хоронили тела умерших людей. На реконструкции…

  • О шаманском травестизме.

    В продолжение записей «Мягкие люди» чукотского шаманизма и Символика длинных одежд. Теме трансвестизма или травестизма, как…

  • Свято место пусто не бывает.

    Любопытно расположение женщины-шаманки между рогами оленя. Это напоминает трипольские фигурки женщин, сидящих на креслах в виде рогов быка.…

  • О каталепсии.

    "Катале́псия (от др.-греч. κατάληψις — схватывание, удерживание) — часто называемая в…

  • О трёхпудовом одеянии сильного шамана.

    Возвращаясь к архисложной теме о смысле жертвоприношений. В целительных практиках шаманизма отчётливо виден аспект самопожертвования. В чём он…

  • Как шаманство проясняет суть христианства.

    Подсмотрел у Софьи Красниковой: "Антрополог Эва Ваничкова, сотрудник Моравского краевого музея, как-то сказала про сравнение палеолита и…

  • О духах Матери Земли.

    olly_ru в записи Загадочные норы смерти сообщает про т. наз. норы Валумбе в Уганде на холме Танда. Имеется более 200 странных очень…

  • Эгалитарность и шаманизм.

    Ну вот и пришло к нам летнее пекло. Липецкую область, где я живу, достал раскалённый "язык" из туркменских пустынь. В ближайшие 6 дней…

  • К вопросу о скипетрах.

    Очевидно, скипетры изначально являлись инсигниями духовной власти. Скипетры, как инсигнии военно-аристкратической власти, вторичны. По крайней…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments