Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Categories:

Бог Посейдон пришёл в Элладу с Енисея?

Я в последнее время несколько раз встречался с гипотезой об алтайской родине праиндоевропейцев. Косвенные подтверждения этой гипотезы имеются в статье Г. К. Вернер "К ИНТЕРПРЕТАЦИИ ИМЕНИ HOSEJ ОДНОГО ИЗ КЕТСКИХ МИФОЛОГИЧЕСКИХ ПЕРСОНАЖЕЙ".

Автор, в частности, говорит о том, что "все попытки этимологизации имени Ποσειδων остаются спорными, может быть, прежде всего потому, что исследователи старались исходить только из греческих языковых данных, хотя совершенно очевиден очень древний характер этого бога греческого пантеона, и привлекаться должны и догреческие данные. Но в этом плане интересно толкование имени Ποσειδω̃ν в работе Carnoy (1924), по которому вторая часть имени -δον, -δω̃ν, -δαν, -δα̃ν возводится к индоевропейскому *δα̃Fον ‘вода’. Заметим, что сходная индоевропейская лексическая параллель действительно выявлена, ср.: авест. dānu- ‘река‘, осет. don ‘река‘, ‘вода‘. Упомянуть следует в этой связи и названия таких рек иранского происхождения с компонентом dan-/tan-/don ‘вода‘, ‘река‘, как Δάναπρις ‘Днепр‘, Δάναστρις ‘Днестр‘, Δανούβιος ‘Дунай‘, Τάναις ‘Дон‘, Ardon – осетинское имя одной из рек на Кавказе < Ar + don, досл. ‘река народа Ar‘.

Что касается первой части Ποσει в имени Ποσειδω̃ν, то она, вероятнее всего, является исконным именем этого божества. Исследователи последовательно исходили из связи этого составного компонента имени с греч. словом ποσις ‘господин‘ или ‘супруг‘, которое восходит к и.-е. poti-s ‘хозяин дома‘, ‘господин‘,‘супруг‘. Посейдон – супруг Амфитриты, а его эпизодическая связь с сестрой Деметрой и даже с Геей-Землёй, матерью его матери Реи [1], с которой он породил сына-великана Антея, едва ли даёт основание считать Посейдона супругом последних. И всего этого явно мало, чтобы стать определяющим признаком, который лёг бы в основу имени Посейдона в качестве составного компонента Ποσει со значением ‘господин‘, ‘супруг‘. В его имени в первую очередь подчёркивается хтоническое происхождение [2], и в этом смысле значение компонента Ποσει смыкается с именем *Phosei енисейского персонажа Сына Земли, а оба они могут рассматриваться как миграционное имя хтонического божества".


Здесь речь идёт о кетском мифологическом персонаже по имени Hosej и его матери Hosejdam.

Кетская мифология полна сюжетами о Hosejdam. По материалам В. И. Анучина, полученным им в 1905–1908 гг. во время работы с кетами в Туруханском районе, Hosejdam была сначала женой Еся, небесного повелителя Вселенной, и жила с ним в его прозрачном дворце выше седьмого неба [3]. Но однажды она вместе со своими слугами покинула Еся и поселилась у Месяца, став его женой. За это она была наказана Есем и низвергнута с ними на Землю, где стала злым началом, владычицей подземного мира, мира мёртвых, Севера и ночи, но прежде всего главным вредоносным сверхестественным существом, насылающим на людей всякие беды, моры и болезни, поднимающим ветры и бури, а также штормы на море. Местом её пребывания является, по одним данным, «мёртвый остров» на Севере (в устье Енисея или в море), где она живет в ледяном чуме [4], по другим – подземный мир, где стекаются все реки. В целом это типичная характеристика хтонического божества, тесно связанного с земным и подземным мирами и водной стихией, но божества зловредного, явного демонического типа. Этой характеристике соответствует и внешнее описание Hosejdam: растрёпанные волосы, гноящиеся глаза, рысьи когти вместо ногтей; след от её ног похож на след хищного зверя (кроме медведя); питается она человеческими душами.

Р. В. Николаев усматривал в акте её ниспровержения отражение победы патриархальных отношений в древнеенисейском обществе над матриархальными [5], а это, может быть, даёт возможность рассматривать Hosejdam как одну из ипостасей универсальной богини Baŋam, Матери-Земли, разрозненные данные о которой ещё отчасти сохранялись у кетов [6]. Baŋam ‘Мать-Земля’ – женское порождающее начало, прародительница всего живого в земном мире, от человека до растений.

В свете предположения Р. В. Николаева о связи образа Hosejdam со сменой в древнеенисейском обществе матриархальных отношений патриархальными, этот персонаж предстаёт не просто как одна из обычных ипостасей Матери-Земли Baŋam, а, скорей, как трансформированный в силу новых общественных отношений и обособившийся вариант исходного образа Матери-Земли, у которого негативные черты характера утрированы вплоть до демонизации образа. Древняя оппозиция образов Es vs. Baŋam как бы смещена более поздней, явно антагонистичной Es vs. Hosejdam, хотя почитание Baŋam не утрачено и проявлялось вплоть до последнего времени. Так, почитание Еся и Матери-Земли Baŋam обнаруживалось обычно в том, что им во время посещения родовых мольбищ (holaj) в дни летнего солнцестояния приносились жертвы: Есю жертвовались олени белой, а Матери-Земле тёмной (чёрной) окраски; кроме того, на жертвенных деревьях (qoqsaq) Есю оставляли белые, а Матери-Земле – чёрные лоскутки материи.

С другой стороны, надо учитывать феномен «затылочной (или походной) жены» шамана, которая сопровождала и помогала шаману при его путешествиях в земном мире. Это касалось шаманов, которые, видимо, ещё не достигли высокого положения в иерархии и могли только практиковать в пределах земного мира. Атрибуты их облачения были из ровдуги и именовались «ровдужными завязками», которые такой шаман получал от своей символической матери или матери символической «затылочной жены», дочери Hosejdam, т. е. по существу от Hosejdam. Обращаясь к ней, шаман называл её Qäɣam «Великая мать» или Baŋam «Мать-Земля».

В общем, у кетов в позднейшие патриархальные времена женщинам-шаманкам был закрыт путь на небо, в "верхний мир" Еся. Они могли путешествовать лишь по земле. Очевидно, именно
енис. *Phosei (кет. Hosej) являлся покровителем мужского шаманизма. Думается, что под этим углом зрения следует рассматривать и его атрибут – трезубец. Представляется, что трезубцем Посейдона мог быть преображённый древний символ мирового дерева как связующего звена между мирами. Подтверждение этому толкованию находим в типологически сходном преображении символа мирового дерева в енисейском шаманизме, где шаманский жезл и «шаманское дерево», снабжённые навершием в виде трезубца, точно копируют крону мирового дерева на кетских изображениях Вселенной.

Да, кстати, есть средневековое изображение бога Одина с трезубцем.


norse-god-odin

Бог-шаман и колдун-воин. Этимология имени Одина (Водана) указывает на возбуждение и поэтическое вдохновение, на шаманский экстаз. Таков смысл др.-исл. óðr (ср. готское woþs, "неистовствующий", и лат. vates, "поэт", "провидец").

Превращение Водана-Одина в небесного и верховного бога связано не только с укреплением воинских союзов и повышением удельного веса бога - покровителя военных дружин, но и с расщеплением первоначального представления о загробном мире и с перенесением на небо особого царства мёртвых для избранных - смелых воинов, павших в бою.

Интересно, что у древних греков тоже был рай для избранный - Элизий, Элизиум, Елисейские поля. Гомер помещает Элизий на западном краю света, у берегов реки Океан. Может быть, "хозяином" этого заморского рая был Посейдон, как "хозяином" Вальхаллы был Один? Посейдон такой же яростный как Один; Один скачет на восьминогом шаманском коне, и Посейдон любит ристания, является отцом и богом лошадей, и сам иногда превращается в коня. Например, он сделал так, чтобы преследовать Деметру, к которой воспылал страстью.


mosika_901_00001

------------------------------------------------------------------------------------
[1] Как отмечено Andresen’ом [Andresen Carl u.a. Lexikon der alten Welt. Tübingen u. Zürich: Artemis Verlag, 1965. С. 2611], порой трудно отличить Гею от Реи, хотя по другой версии эти богини чётко разведены как мать и дочь.
[2] Интересно в этой связи отметить, что Посейдону жертвовались животные чёрной масти [Wüst E. Poseidon // Pauly-Wissowa-Kroll. Real-Enzyclopädie der classischen Altertumswissenschaft. Bd. XXII, 1. Stuttgart, 1953. С. 453] точно так же, как кетской земной богине Baŋam жертвовались олени чёрной окраски. Эта деталь однозначно указывает на тесную связь этих божеств с земным миром.
[3] Анучин В. И. Очерк шаманства у енисейских остяков // Сб. музея антропологии и этнографии, 2/2. СПб., 1914. C. 3-4.
[4] Легко угадывается образ Снежной Королевы Г.-Х. Андерсена.
[5] Николаев Р. В. Фольклор и вопросы этнической истории кетов. Красноярск, 1985, c. 87–88.
[6] Алексеенко Е. А. Мифы, предания, сказки кетов. М.: Вост. лит., 2001. C/ 23-24/


Tags: Снежная Королева, арии, кеты, мифология
Subscribe

Posts from This Сommunity “кеты” Tag

  • О менталитете "рыбоедов".

    Е.А. Алексеенко в статье " РЕЧНОЙ КОМПОНЕНТ В КУЛЬТУРЕ НАРОДОВ ЕНИСЕЙСКОГО БАССЕЙНА" говорит, что " с рекой, приречным образом жизни…

  • Палеолитические "венеры" - «хозяйки очага»?

    С. А. Токарев в статье "К вопросу о значении женских изображений эпохи палеолита" говорит, что наибольшей известностью у советских…

  • Родовое капище кетов.

    Холай — мольбища у кетов. Они располагались на берегу, в низовьях рек, реже у озера. Сюда собирались семьи родственников, живущих на отдалённых…

  • Женщины и домовые духи.

    Л. М. Управителева в своей монографии "Женщина и мужчина в первобытном обществе. Опыт гендерного исследования" говорит, что "вообще у…

  • Басня про грибы, на сон грядущий.

    У кетов зафиксировано предание о том, что грибы — это «захиревшие» фаллосы: « Прежде жили только бабы, мужиков совсем не…

  • О генезисе патриархата.

    Г.Т. Поленова в статье "СУБЪЕКТ И ОБЪЕКТ КАК ИСТОРИЧЕСКИ БИНАРНАЯ ОППОЗИЦИЯ" обращается к кетскому языку, который сохранил архаичные черты…

  • Нечто из кетской мифологии.

    Г. Т. Поленова в статье "РЕФЕРЕНЦИЯ В ПЕРВОБЫТНОМ ЯЗЫКЕ" говорит, что кеты имели родовой строй вплоть до начала XIX в.…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments