Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Categories:

О крито-египетском культурном взаимодействии.

В древнеегипетских источниках к пришельцам с севера можно отнести два термина: HAw nbw (хау-небу) и kftw (кефтиу). Термин хау-небу мы можем с полной уверенностью относить как к минойцам, так и к жителям островов Эгейского моря и даже к более поздним ахейским поселенцам на острове Крит. Термин же кефтиу имеет более узкий смысл, который относится конкретно к жителям Крита [1].

Множество предметов, которые можно отнести к культуре северных соседей Древнего Египта, найдено и в гробнице царицы Яххотеп (в частности боевые топоры с изображениями быков и грифонов). Сама царица в текстах называется владычицей берегов хау-небу: «Восхваляйте госпожу нашей земли, владычицу берегов хау-небу. Её имя озаряет чужеземные страны, она повелевает народами. Жена царя, сестра властелина даёт жизнь, благосостояние и здоровье. Царица, мать царя, знает всё и радеет о Египте» [2].

Топор возрастом 3600 лет. Найден в гробнице царицы Яххотеп II в Фивах.

На раскопках а Аварисе (древнем городе в дельте Нила) были найдены фрагменты минойских росписей или, по крайней мере, росписей, восходящих к минойскому стилю. Подобные фрагменты были найдены также в двух поселениях Леванта (Кабри и Алалах), где они, как и в Аварисе, связаны с культурой правящей элиты [3]. Эти находки свидетельствуют о том, что гиксосская династия унаследовала от египтян контакты с Критом. Но, кроме того, считается, что фараон-освободитель Яхмос – сын той самой царицы Яххотеп, изгнал захватчиков не без помощи тех же самых хау-небу.

Одно из древнейших упоминаний о стране Кефтиу (Крит) мы находим в «Речении Ипувера». Это произведение относят к периоду Среднего царства и, судя по всему, в нём описаны события, происходящие ранее, в Первый переходный период (2160-1976 гг. до н.э.): «Не едут [больше] люди на север в [Библ], сегодня. Что нам делать для [получения] кедров нашим мумиям, [ведь] в саркофагах из них погребались «чистые» и бывали набальзамированы маслом их [кедров] [вельможи] вплоть до Кефтиу [Крита]. Они не привозятся [больше].»

Интересная запись. «Чистые» - это, наверно, так египтяне называли тех, кто носил льняные одежды, в отличие от «нечистых», одетые в звериные шкуры и одежды из шерсти. Собственно, египтяне как раз и носили льняные одежды. Но, исходя из этой записи, «чистыми» считались и жители Крита, потому что они тоже "бывали набальзамированы маслом" кедров. Но здесь возникает вопрос: а где же мумии критян?

Во времена раннеминойского периода II начинают появляться первые достоверные контакты минойцев с Древним Египтом. Именно этим периодом датируются "печати" в виде скарабеев. Большое количество "печатей" в форме скарабеев было найдено в Кноссе и святилище в Диктейской пещере. Одна из таких "печатей" на обратной стороне имеет изображение солнца. Именно символом возрождающегося солнца был в Древнем Египте бог Хепри в образе скарабея. Анализ материала, из которого он сделан, указывает на египетское происхождение, однако резьба на обратной стороне явно минойского стиля.

скарабеи
Минойские печати в форме египетских скарабеев. Археологический музей Ираклиона.

Хотя, может быть, это вовсе не печати, но амулеты. Или элементы женских украшений, типа того жука-скарабея, который был найден под Полтавой у сарматов.

На период Среднего царства в Египте приходит апогей культурного взаимодействия с северными соседями. В отложениях, относящихся к этому периоду, под центральным двором Кносса найдена часть диоритовой статуи, представляющая фигуру, сидящую на четырёхугольном троне, три стороны которого имеют надписи. Имя изображённого дано в форме Иб-нуб-мес-уаджет-усер, «правогласный» (т. е. оправданный или скончавшийся). Стиль статуэтки типичен для начала XII династии в Древнем Египте. Этот памятник представляет собой исключение в том отношении, что он является единственным найденным в Эгейском бассейне египетским предметом, имеющим, несомненно, личный характер [4].

фрагмент
Фрагмент египетской статуэтки XII династии. Археологический музей Ираклиона.

Я думаю, что, скорее всего, это статуэтка какого-то египтянина, жившего и умершего на Крите. Потому что "усер" означает Осирисами, а "осирисами" в Древнем Египте именовали всех умерших.

Кроме фрагмента египетской статуэтки на Крите найдены и другие артефакты из страны на берегах Нила.

сфинкс
Египетский сфинкс. Крит. Малия. 1900-1700 гг. до н.э.

систр
Глиняный систр – древнеегипетский музыкальный инструмент, атрибут богини Хатхор.

Ко времени среднеминойского периода II на Крите, который соответствует правлению XII династии в Египте, появляется и ещё один важный пункт культурного обмена, который находился на острове Фира (Санторини). Этому городу дали имя – Акротири, по названию мыса, на котором проводились раскопки.

Акротири

Фрески Акротири, найденные в одном из комплексов строений, посвящены сбору драгоценного шафрана и открывают некую таинственную связь цветка с утраченными культами этого погребённого вулканом города. На одной из фресок мы видим двух женщин, собирающих цветы в поле. На другой, уже то, что происходит после сбора шафрана. Женщина, вернувшаяся с поля, наполняет большую корзину. Она внимательно и покорно смотрит на другую особу на троне. Эта женщина изображена куда крупнее и выглядит настоящим титаном, а божественная обезьяна небесного цвета, словно разумный слуга, преподносит ей в дар шафран. Сзади женщины-титана изображён грифон.

грифон
Фреска из «Ксести 3». Археологический музей Фиры.

Если обратимся к аналогиям, то поймём, что женщина изображена крупнее не просто так. В Древнем Египте и во многих других культурах людей божественного происхождения, либо самих богинь, изображали крупнее людей простого ранга. Это можно подтвердить и многими другими изображениями на минойских печатях.

Стоит упомянуть, что одним из символов Исиды был иероглиф «трон», который изображался над её головой. Он обозначает её связь с тронным местом – символом царской власти. Сам трон был олицетворением коленей богини-матери, и фараон сидел на троне, подобно тому, как сидел на коленях Исиды её сын Хор [5]. В дворцовом комплексе Кносса сохранилось тронное место, по обеим сторонам которого гордо подняли головы мифические грифоны.

тронный зал

То самое, несомненно, мифическое существо, которое мы видим и на фреске Акротири позади богини, сидящей на троне. В Древнем Египте, тот же грифон, лев с головой сокола – был одной из форм бога Хора – Хоремахета (Хор на горизонте). Его образ вместе с образом Исиды мог перекочевать в минойскую культуру, благодаря тесным контактам этих двух цивилизаций, либо же через такие городские центры Передней Азии, как Библ, где очень рано начали почитать египетскую Исиду.

Одна аналогия косвенно связывает Исиду с минойской богиней, чьими символами были цветы шафрана и ласточки, кружащие, над холмами. По одному из вариантов мифа об Исиде и Осирисе, где фигурирует город Библ, Исида превращается в ласточку[11, 16]. В Книге мёртвых тоже есть глава «О превращении в ласточку» [6], и, судя по её высказываниям, она связана с тем же мифом. Превратившись в ласточку, умерший принимает один из образов Исиды.

И в крито-минойском искусстве есть много изображений ласточек.

фреска-ласточки

Культовые церемонии минойцев тоже имеют некоторые аналоги в культуре Древнего Египта. Есть доля вероятности, что существует связь между легендой о Минотавре и священным быком египетского города Мемфис, Аписом (как и с другими священными быками). Известно что, как и на Крите, в Египте проводились игры с быками, имеющие ритуальную подоплёку.

Что касается культовых предметов, стоит отметить, что в Древнем Египте предвечный бог, который являлся началом всего сущего, назывался словом, которое звучало как «нечер», и изображалось оно на письме иероглифом в виде топора [7]. В минойской культуре топор (или лабрис) был главным культовым атрибутом на протяжении всей эпохи существования цивилизации.

В заключении стоит упомянуть о древнейшей письменности, которой пользовались жители Крита. Линейное письмо А развивалось на Крите практически параллельно с иероглифическим письмом (позже иероглифы были забыты). Так же и в Древнем Египте иероглифическое письмо развивалось параллельно иератической письменности (упрощённая иероглифика). Древнеегипетский язык достиг своего эталона в период Среднего царства с развитием литературы. И что примечательно, некоторые критские иероглифы и многие знаки линейного А находят соответствие в египетском иероглифическом письме.

письмо
Сравнение знаков минойской письменности с египетскими иероглифами.

(Использован материал из статьи Р. А. Локтева "МИНОЙСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ В КУЛЬТУРНОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ С ДРЕВНИМ ЕГИПТОМ")

---------------------------------------------------------------------------------------
[1] Монте, П. Вечный Египет. Цивилизация долины Нила с древних времен до завоевания Александром Македонским/ Пер. с англ. А.Б. Давыдовой. - М.: ЗАО Центрполиграф, 2017. С. 186.
[2] Hornung, E., Bryan, B. (eds.) The Quest for Immortality. Treasures of Ancient Egypt. Washington, 2002. P.122.
[3] Bietak M., Marinatos N. The Minoan Wall Paintings from Avaris // Ägypten und Levant, 5. Wien, 1995. S. 49–62.
[4] Пендлбери, Дж. Археология Крита/ Пер. с англ. Я.М. Боровского, под общ. ред. В.В. Струве. - М., 1950.С. 163-164.
[5] Солкин В.В. Столпы небес. Сокровенный Египет. - М.: Вече, 2006. С. 350-365.
[6] Египетская книга мертвых/ пер. с англ. К. Корсакова. - СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2017. С. 309.
[7] Бадж, Э.У. Царство мёртвых: обряды и культы древних египтян/Пер. с англ. Л.А. Игоревский, под общ. ред. Л.И. Глебовская. – М: Центрполиграф, 2010. С. 7.

Tags: Египет, Крит
Subscribe

Posts from This Сommunity “Крит” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments