Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Category:

Отголоски матриархального уклада жизни сарматов в Нартском эпосе.

Аслан Махмудович Шаззо в статье "ЭТИМОЛОГИЯ НАРТСКОГО ИМЕНИ "ШЭБАТЫНЫКЪО" В СВЕТЕ НЕКОТОРЫХ АБАЗИНСКО-АДЫГСКИХ ФАМИЛИЙ" пишет:

"Возникновение цикла сказаний о Шэбатыныкъо (Шебатнуке) адыгского (черкесского) эпоса «Нарты», по-видимому, следует отнести ко времени становления патриархальных отношений в человеческом обществе. На это указывает ряд моментов в цикле, одним из которых является его название — «Орзэмэджыкъо Шэбатыныкъу» [1: т. III, 21-294], что в переводе на русский язык будет звучать как «сын Орземеджа Шебатнук». Орземедж — отец Шебатнука, соответственно имя отца применено в названии цикла в качестве отчества. В предыдущем цикле — о Саусырыкъо, напомним, в этом качестве использовалось имя матери героя — «Сэтэнайкъо Саусырыкъу» [1: т. II, 21-294], иначе — сын Сетенай Саусырук, что, видимо, является одним из многих признаков, указывающих на матриархальный уклад жизни общества, частью которого являлся герой.

Второй момент отражён, например, в сказании «Нат Щэбатныкъо ипщыналъ» (песнь о нарте Шебатнуке) [1: 64-72]. В данном произведении обращает на себя внимание то, что нарта, который едет с Дона на Кубань спасать от смерти отца, по пути следования зазывает к себе в гости не пастух, а женщина-пастушка, полновластная госпожа скотоводческого хозяйства. Она позиционирует себя не как гостеприимная хозяйка, а в качестве не родившей, но вскормившей его матери. То есть, получается, она, видя в Шебатнуке настоящего нарта, стремилась получить в его лице оплот своей власти в будущем. Однако нарт отказывает ей.


Данная гипотеза подтверждается и её словами, брошенными вслед нарту. Хозяйка предупреждает, что по пути Шебатнук встретит усадьбу (в тексте «къалэ», — крепость или «унэ» — дом) Акондэ-Дахэ, и та может его «пристыдить». И действительно, красавица пытается уговорами, а затем и с помощью своих людей задержать нарта — хотя бы на одну ночь, видимо, в уверенности, что получит от него сына и будущего гаранта сохранения своего нынешнего царственного положения [2]. Однако Шебатнук, несмотря ни на что, продолжает свой путь, успевает на пир к моменту, когда должны были отравить отца, и спасает его.

Другими словами, судя по приведённым эпизодам из данного произведения эпоса «Нарты», цикл о Шебатнуке не только содержит признаки начального патриархата, он полностью посвящён процессу его становления в нартском сообществе".

Да, это было время, когда далёкие предки нынешних абхазо-адыгских народов, осетин, балкарцев, карачаевцев "отпочковались" от скифо-сарматов.

--------------------------------------------------------------------------------
[1] Нартхэр. Адыгэ эпос. (Нарты. Адыгский эпос). — Мыекъуапэ / Майкоп, 2017, т. III, 21-294.
[2] Обычай получения плода от знатного мужчины изучен ещё недостаточно. Однако ясно, что он в рассматриваемый период был связан с наследованием власти, социального статуса по материнской линии.



Tags: Кавказ, сарматы
Subscribe

Posts from This Сommunity “Кавказ” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments