Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Брачные игры в "кошки-мышки".

Любопытные сведения приводит Б. К. Бекжанова в своей статье "АНАЛИЗ СВАДЕБНЫХ ОБРЯДОВ В ЭПИЧЕСКИХ СКАЗАНИЯХ КАРАКАЛПАКСКОГО НАРОДА".

Речь идёт об одном из архаичных видов выбора жениха в борьбе «гүрес» (казах. курес), отголоски которого сохранились в сюжетах каракалпакского эпоса, традиционным мотивом которого являлось выполнение условий, когда девушка могла выйти замуж лишь за того джигита, который одерживал над ней верх.

"Юноши из племени саков обязательно должны были бороться с предполагаемой невестой. Если девушка одерживала верх, то побеждённый джигит становился её пленником. Только в случае победы юноша имел право взять её в жены" [1].

"Следует отметить, - говорит Б. К. Бекжанова , - что мотив выбора девушками женихов был очень широко распространён в эпосах тюрко-язычных народов. По этому поводу Г. Мусина высказала следующую мысль: «Данные брачные обряды возникли как необходимость, чтобы проверить стойкость и физическую силу жениха, очень важные в кочевом образе жизни» [2].


Здесь я позволю себе не согласиться с Г. Мусиной. Проверить стойкость и физическую силу жениха можно было и до свадьбы, причём десятками разных способов. Уложить юную девушку на лопатки - это не самый верный способ проверки мужской силы и ловкости.

По-моему, смысл предсвадебной борьбы жениха с невестой раскрывается через другой аналогичный обычай «қыз қуўыў» – «догони девушку».

"Этот обряд находит широкое распространение среди казахов, киргизов и каракалпаков. Его основное условие: джигит, осмелившийся и решившийся гнаться на коне за девушкой, обязан догнать её и пересадить на своего коня, а затем поцеловать в щёку. Ранее существовала разновидность данного обычая: догнавший девушку джигит, как правило, женится на ней".


mosika_901_00001
«Қыз қуўыў» – «Догони девушку».

"У калмыков такой обычай сохранялся до недавнего времени. Джигит, собирающийся жениться, для сохранения права жениха и будущего мужа должен был догнать девушку, свою избранницу, которая, как правило, стартовала с гандикапом и находилась на значительном расстоянии от преследователя."

Это всё объясняет. Подобные брачные игры устраивались для того, чтобы дать девушке возможность выбора: если она очень сильно не хотела, чтобы джигит поймал её, она пришпоривала свою лошадь и гнала её галопом, так что у потенциального жениха не было никаких шансов догнать её. И наоборот: если жених был её симпатичен, она могла ехать на лошади рысцой, помогая ему овладеть своей избранницей. Это своеобразная игра в "кошки-мышки".

Думаю, что и борьба
«гүрес» имела тот же смысл. Известна история, когда хрупкая женщина во время землетрясения удержала бетонную плиту в 700 кг, нависшую над её ребёнком. В 2012 году 22-летняя Лорен Корнаки из Вирджинии зашла в гараж и обнаружила там отца, который лежал без сознания под машиной и был зажат корпусом авто, под которым сломался домкрат. Девушка на чистом адреналине подняла и сдвинула BMW, чтобы освободить любимого папу. Это говорит о том, что при чрезвычайных ситуациях женщина может проявить поистине богатырскую силу, и фик ты её положишь на лопатки. Когда девушка очень сильно не хочет выходить замуж за джигита, в таком положении она может драться и кусаться как волчица, так что джигиту, если он не совсем дурак, сразу всё станет ясно, что хорошей жизни у него с нею не будет.

Б. К. Бекжанова пишет, что "обычай «қыз қуўыў» был также известен и среди народов Европы. По свидетельству Фрезера, во всех древних германских языках термин свадьба означал буквально «қалынлық қашыў» (бег невесты). У древних германцев данный термин звучал как «Brautlauf», у скандинавов – «brüdhleap» и т. д. Во время свадьбы у германских племён был распространён обычай «жуўырыў жарысы» (состязание в беге), происходивший между женихом и невестой или между друзьями жениха, и был чем-то вроде забавной игры".

Автор верно замечает, что "право девушки выбирать себе мужа является одним из главных признаков матриархального общества". Но, конечно, и само это общество со временем всё больше "размывается", и древние обычаи видоизменяются, приобретая при этом новые смыслы. Так, венецианский путешественник Марко Поло (XIII в.) приводит следующее описание: «Татарский хан Кайду, родственник и соперник Кублай-хана, имел прекрасную дочь по имени АйЯрук, которая богатырскими подвигами превосходила всех его витязей. Красавица поклялась, что выйдет замуж только за того, кто одолеет её в борьбе. Много знатных юношей состязались с ней, но она победила всех. С побеждённого ею джигита она брала выкуп в размере 100 лошадей. Таким образом, она собрала себе огромный табун». Я полагаю, что выкуп - это какая-то "самодеятельность", которой вообще не должно быть в данном обычае.

В связи с этим особый интерес представляют крито-минойские таврокатапсии, "игры с быком", в которых принимали участие и юноши, и девушки. Было бы интересно рассмотреть их под углом зрения брачных игрищ.

-------------------------------------------------------------------------------------------
[1] Клавдий Юлиан. Разнообразные путешествия // Древние авторы о Средней Азии. – Ташкент: Наука, 1940. – C. 23-24.
[2] Мусина Г. Историко-типологический анализ женских образов в узбекском народном эпосе: Автореф. дисс… канд. ист. наук. – Ташкент, 1990. С. 49.

Tags: брак, обычаи, пережитки матриархата, тюрки
Subscribe

Posts from This Сommunity “тюрки” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments