Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Category:

О крито-минойских корнях культа Диониса.

Н.В. Кузина в статье "К вопросу о происхождении культа Диониса" обращает внимание на сообщения античных источников о малоазийском происхождении обрядов дионисийского культа.

Дионис

"В частности, Еврипид одним из первых родиной Диониса назвал малоазийскую область Лидию (Eur. Bacch. 460). В трагедии «Вакханки», стремясь подчеркнуть малоазийские корни дионисийского культа, Еврипид выделяет общее в культах Матери Богов Кибелы и Диониса и сближает фригийские обычаи с лидийскими по их сходству (Eur. Bacch., 50–55, 72–75). Согласно Аполлодору, Кибела приобщила Диониса к своим оргиастическим таинствам, и из Фригии он начинает своё триумфальное шествие по земле, распространяя свой экстатический культ (Apollod. III, 5, 1; Eur. Bacch. 75–80). Еврипид упоминает земли, которые посетил Дионис, перед тем как попасть в Фивы: Лидия, Фригия, Персия, Бактрия, Мидия, земли арабов (Eur. Bacch. 14–20). В этих строках Еврипид подчёркивает не только восточное происхождение, но и универсальность бога, который был понятен широким слоям населения – и грекам и варварам.

Вслед за Еврипидом малоазийское происхождение дионисийского культа отмечает Страбон. Он сообщает, что «греки проявляют постоянную склонность к иностранным заимствованиям… и в отношении культов чужеземных божеств» (Strabo. X, 3, 18). В этой связи Страбон обращает внимание на общность обрядов, установленных в культе Диониса у греков, с фригийскими обрядами в культе Кибелы – Матери Богов (Strabo. X, 3, 12–13). Он подмечает, что флейта вместе с тимпанами, трещотками и прочей оглушительной музыкой составляли постоянную принадлежность экстатических празднеств как малоазийской Матери Богов, так и самого Диониса. При этом Страбон уточняет, что фригийцы являются переселенцами из Фракии (Strabo. X, 3, 16), и, следовательно, экстатический культ этого бога с неистовыми танцами, захватывающей музыкой и неумеренным потреблением вина зародился, видимо, у грубых фракийских племён, известных своим пристрастием к вину. Символично в этом отношении и то, что мистериальный культ Диониса установил фракиец Орфей (Apollod. I, 3, 2; Paus. IX, 33, 6; Diod. V, 77, 3).

По мнению Вяч. Иванова, дионисийская религия представляла собой объединение двух типов культа: материкового, или горного, наиболее близкого к фракийским формам оргиазма, и островного, или морского, обнаруживающего коренное родство с религиями Крита и Малой Азии.


Дионис_2

Утверждению точки зрения об автохтонном происхождении культа этого бога способствовали дешифровка линейного письма «В» и введение в научный оборот пилосских и кносских текстов. Благодаря этой группе источников стало известно, что Дионису поклонялись уже в микенскую эпоху в XIII в. до н.э. Сведения этих древних эпиграфических памятников, относящихся к микенской эпохе, во многом дополнили сведения тех античных авторов (Диодора, Фирмика Матерна и др.), которые связывали Диониса с Критом, и подтвердили предположения исследователей, которые ещё в начале XX века высказывали мнение, что Дионис – древнейшее исконное божество в Греции, заимствованное из «критской культуры». Очевидно, им был консорт Великой минойской богини, олицетворяющий гибнущее и возрождающееся мужское начало. В частности, Ю.В. Андреев полагает, что Дионис своим происхождением может восходить к минойскому богу-быку. Тезис о генетической связи Диониса или пра-Диониса с богом-быком минойского пантеона отстаивает также и Б. Отто, который полагает, что отголосками минойской эпохи является присутствие териоморфных бычьих черт в иконографии Диониса.

Как свидетельствуют источники, культовый образ Диониса характеризовался исключительным многообразием, которое заключается во всех природных формах, принимаемых богом: растительных и животных. Метаморфозы Диониса наиболее ярко представлены в мифах, восходящих к архаической эпохе. Так, в мифе о Дионисе и тирренских пиратах бог принимает облик льва и медведицы (Hom. h. VII, ст. 32–50), Загрей обращается в змея, льва, быка (Nonn. 155–388). Свидетельства подобных метаморфоз мужского божества, то есть смены одной ипостаси другой, можно обнаружить на эгейских печатях. C темой перевоплощения ассоциируются изображения демонических персонажей –– оленечеловека, быкочеловека, человекольва и козлобыкочеловека. Причём эпифании великого мужского божества представлены зооморфными формами, которые впоследствии вошли также и в круг образов, связанных с Дионисом и его фиасом".

Значит, надо думать, что козлоногие сатиры бегали за нимфами ещё по лесам минойского Крита.


Альбер Эрнест Каррье-Беллез. Сатир и нимфа.

То есть, можно предполагать, что все эти кентавры и прочие козлобыкочеловеки были неотъемлемой частью крито-минойской мифологии.
Tags: Дионис, Кибела, Крит
Subscribe

Posts from This Сommunity “Дионис” Tag

  • Бык как жертва: от титанов до тореадоров.

    Е. Головин был большим "путаником"; в его лекциях и писаниях всегда много неудобовразумительного. Хотя, надо отдать ему должное,…

  • Сабазий и Дионис.

    На дворе уже третья "весна" за зиму, - опять всё раскисло и потекло, - и я решил сегодня не ехать на работу; ботинки у меня не кожаные, а…

  • Разъярённая менада.

    Разъярённая Менада держит в правой руке тирс, а в левой - леопарда. Она носит шкуру леопарда как плащ и змею вокруг головы, как диадему. Тондо…

  • Культ Диониса в Элладе как возрождение крито-минойского прадионисийства.

    До открытия Микенской культуры историки полагали, что Дионис пришёл в Грецию из варварских земель (из Фракии), поскольку его экстатический культ…

  • Консервативная революция Диониса.

    "В послегомеровской Греции наблюдаются различные признаки возрождения порабощённых коренных слоёв, которые восстают против собственно эллинского…

  • Кибела и Агдистис.

    Что было раньше - курица или яйцо Кибела или Агдистис? С одной стороны, если считать миф в изложении Арнобия…

  • Человек - существо хтоническое (1).

    Очень добротный анализ древнегреческого мифа о Деметре и Персефоне от Леонида Нестерова. "Гомеровский гимн к Деметре – главный…

  • Дионис - "засланный казачок" матриархата.

    Если взглянуть на дионисии под нашим углом зрения, то получается, что Дионис в разгуле всеобщего всесмешения уничтожает…

  • Дионис

    Dionysus. Place of origin: Cyrene, Libya, Northern Africa. Period: Roman. Date: A.D. 2nd century. Какое у него, однако, лицо женственное! Даже не…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments