Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Category:

Сапфо и женская инициация.

Т. Г. МЯКИН в статье "«МУДРАЯ» САПФО ИЛИ ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЙ ИНИЦИАЦИИ" говорит, что Платон, согласно сообщению Элиана, называл «поэтессу Сапфо, дочь Скамандронима, мудрой» (σοφήν, Ael. V. H. 12. 9). Опубликованный в 2004 г. папирусный фрагмент позволяет связать эту «мудрость» знаменитой поэтессы с её деятельностью хорэга и жрицы, руководившей возрастным служением девочек в культовом содружестве Артемиды, главной богини-воспитательницы девочек на Лесбосе.

Сапфо 2

Т. Г. Мякин допускает гомосексуальные отношения в кружке Сапфо и связывает их с ритуалом женской инициации, подобно тому как эти отношения имели место быть в мужских инициациях. У мужчин это был Зевс, «воспитатель мальчиков», а у женщин богиней-воспитательницей выступала Артемида. Т. К. Мякин так комментирует строки из критского эпиграфического гимна (III в. до н. э.), адресованного к Зевсу-«величайшему юноше» (μέγιστε Κοῦρε):

"Здесь хор юношей, только что прошедших инициацию и принятых в граждане, по ходу ежегодного празднества на горе Дикта прославляет входящее в них семя Зевса: «радуйся мне (χαῖρέ μοι), о Кронион, о всемогущая влага [1]
ты пришёл, ведя с собою божеств, взойди на ежегодную Дикту, и порадуйся пению (γέγαθι μόλπαι)». Зевс, как оплодотворяющий бог-бык, должен был «покрыть новых граждан» (θόρε κἐς ν[έος πο]λείτας, IC III (II), №2, 2–3, 30). В реальности этому соответствовали, как известно, гомосексуальная связь инициируемого мальчика с мужчиной-аристократом, порой возводившим свой род к Зевсу, и пиршество с принесением в жертву Зевсу быка в гетерии мужчины (Strab. X, 4, 20–21; Hesych. Lex. Δ, 1933–1934, Π, 76)."


И далее Мякин говорит: "Самоотождествление с божеством характерно не только для древнегреческих жрецов и жриц в ходе отправления ими ритуала (в первую очередь – для жриц Артемиды), но и – общепризнанный факт – для поэзии Сапфо."

Сказать-то всё можно, но как конкретно можно связать
гомосексуальные лесбийские отношения с ритуалом женской инициации? Мякин, естественно, никаких подробностей не пишет и ничего не разъясняет. Я же сам ничего такого не могу себе представить зрительно.

Если с мужскими инициациями это ещё как-то проходит, потому что они всегда коллективные и предполагают участие взрослых мужчин, то женские инициации - индивидуальные: мама строит для своей дочки хижину-"чхаупади", и дочка "самоизолируется" в ней при наступлении первой менструации, - вот и вся инициация.

Ну ладно, посмотрим, что дальше пишет Мякин.

Дальше он пишет о пребывании Сапфо на Сицилии после изгнания её с Лесбоса.

"
На важную общественную роль Сапфо во время пребывания поэтессы в Сиракузах указывает тот факт, что сиракузяне воздвигли ей статую в пританее – месте заседаний городского совета (Cicer., In Verr. II, 4, 126). Это значит, что поэзия Сапфо рассматривалась сиракузянами как важное явление общегосударственного значения. Согласно указаниям надписей V–II вв. до н. э., статуей или изображением в пританее чествовались победители в играх, общественные и политические деятели, нередко – жрецы. Наоборот, ни надписями, ни литературной традицией не засвидетельствовано ни одного случая, когда бы то или иное лицо чествовалось статуей или изображением в пританее сугубо за своё поэтическое творчество. В связи с какими же общественными заслугами сиракузяне почтили Сапфо статуей в пританее? Как известно, в архаическую и классическую эпоху единственным видом общественной деятельности, которым могла заниматься греческая женщина, была деятельность жрицы (Dillon, 2002, 74)."

И Т. Г. Мякин предполагает, что Сапфо была начальницей хора (регентом) девочек-подростков. "
При этом гомосексуальные отношения, связывавшие старших и младших участниц женского хора, у Сапфо определяются глаголом πεδέπειν («любить (=входить в кого-либо)»)." И он приводит выдержку из архаической гортинской надписи VI–V вв. до н. э., где говорится именно о ритуальном гомосексуальном акте, совершавшемся между старшей женщиной и юной девочкой: «пусть не подлежат наказанию те (женщины), которые воспользовались…/ и возжелали (девочек, живущих) по закону при храме (τὰνς κατὰ νόμον τῶ ἐπ[ιναί]ω), для совместного обряда…» (πεδεπιθ[ῦσαι, IC IV, № 146, 2–3; Liddel–Scott 1996, suppl.: 244). Мякин видит в этом "один из пережиточных обрядов женской инициации, где старшая женщина выступала, как и Сапфо на Лесбосе, в роли жреца, приобщающего девочку к тайнам богини плодородия".

"Приобщение к тайнам", по мнению Мякина, происходило при помощи ритуального фаллоса. Хотя чуть ниже он пишет: "гомосексуальная любовь между девушками (по-видимому, не лишавшая их девственности, см. Мякин 2012, 99 и сл.) противопоставляется связям с гетерой как здоровые отношения, которым покровительствует Артемида". Тогда совсем непонятно, причём тут фаллос...


Каменный странник. Алескандр Саидов

Что тут сказать? По-видимому, какой-нибудь археологический артефакт или какая-нибудь древняя надпись являются "вещами-в-себе", понимание которые зависит от истолкования. Мякин толкует по-своему, и, как мне кажется, занимается "раздуванием из мухи слона": он обращает своё внимание на некоторые едва заметные частности и ставит их "во главу угла" культа Артемиды или обрядов посвящения. И самое главное, что настораживает, это новизна истолкования; я, например, ничего подобного прежде не встречал. Впрочем, будем разбираться. У Мякина есть и другие статьи на эту тему.
----------------------------------------------------------------------------------------
[1] Другой возможный перевод – «всемогущий в молнии, несущей влагу» (παγκρατὲς γάνους). И то, и другое, как известно, составляло «божественную природу» Зевса (Liddel–Scott 1996, 338).
Tags: Артемида, Зевс, гомосексуализм, инициация
Subscribe

Posts from This Сommunity “гомосексуализм” Tag

  • На злобу дня.

    Вижу, что священное слово "матриархат" опять употребляется всуе, и не могу молчать. Здесь мы видим лесбиянок из квир-семьи. И при чём…

  • Несколько замечаний насчёт слова Gallus.

    В предыдущих записях - О галльском петухе, галлах и галатах и Аттис и Митра - говорилось о предполагаемом существовании у древних кельтов культа,…

  • Аттис и Митра.

    Если уж зашла речь о фригийском колпаке, невозможно пройти мимо Митры. Mithras killing the bull ( c.  150 CE; Louvre-Lens). Источник…

  • Об отношениях сексвайф/куколд.

    Ирина Степановна Вернигорова в статье "НОВЫЙ ТИП БРАЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ. СЕМЬЯ СЕКСВАЙФ/КУКОЛД" касается таких новомодных девиантных форм…

  • Философия как "идейный гомосексуализм".

    Роберт Грейвс в "Белой Богине" так порицает Сократа: "Что касается бегства философа от власти Богини в интеллектуальный…

  • Про дионисийство и аполлонизм.

    Конфликт Диониса и Аполлона был описан в работе Ницше "Рождение трагедии из духа музыки". Конфликт между этими двумя богами предопределён…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments