Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Шафран в жизни крито-минойцев.

Крито-минойцев иногда называют "хиппи древнего мира" (flower-loving hippies) из-за яркости их одежд на фоне ещё более яркой эгейской флоры и фауны.



Во время раскопок хранилища храма в Кноссе, среди множества фаянсовых (глазурованных керамических) предметов начала II тысячелетия до н.э., Артур Эванс обнаружил керамические крокусы и модели женских одежд, украшенных крокусами...

faience-models-of-two-female-dresses-wih crocuses

Крокус и пряность шафран, получаемая из этого растения, появляются в бесчисленном множестве контекстов в археологической летописи древней Эгеиды. Самое раннее изображение крокуса можно увидеть на чашке из Кносса в стиле раннего Камареса, датируемой MMIA-IB.

самое раннее изображение
The earliest depiction of a crocus in the Bronze Age Aegean, painted on a Kamares Cup from the Town Drain at Knossos (Negbi and Negbi 2002:269, Fig. 2).

К микенскому периоду ценность шафрана и его многосторонность его применения были хорошо известны, а его упоминание в документах линейного письма B отражает его статус как ценного товара, достойного внимания дворцов... Идеограмма шафрана на табличках из Кносса выделена жёлтым цветом...

saffron linear b
Linear B tablets Np 85 from the Room of the Chariot Tablets (a) and Np 856 from the North Entrance Passage (b) at Knossos.

Сбор шафрана - дело исключительно кропотливое (около 400 часов труда необходимо для производства одного килограмма
шафрана), и поэтому это было женское занятие. Шафран формировал женскую идентичность, а женственность, в свою очередь, переносилась на крокус, делая его "женским цветком".


Fresco of Minoan saffron gatherers
Fresco of Minoan saffron gatherers (a fragment).

Шафран может быть использован как краситель; при контакте с пыльцой и рыльцами, на пальцах остаётся блестящий жёлтый цвет, который является одновременно водорастворимым и устойчивым к свету, окрашивающим в 100 000 раз больше своего объёма при разбавлении. Одежда цвета шафрана хорошо известна в классической Греции, где это растение было основным красителем, используемым для производства жёлтой ткани. Однако, это была очень дорогая одежда, из-за трудоёмкости производства красителя, и лишь самые богатые греки могли себе позволить одеваться в шафранные одежды. Наверно, поэтому жёлтый цвет в Элладе стал символом богатства.

Шафран также был важным компонентом в парфюмерном производстве. В высушенном виде специя издаёт приятный аромат, описанный Аристофаном как "чувственный запах" (Облака 51). В схолиях на Гесиода сказано, что бык-Зевс, похитивший собиравшую цветы Европу, «из пасти своей дышал шафраном».

Ну и, шафран использовался как панацея от всех болезней, от болей в желудке до расстройств мочеиспускания. Классические греческие лекари назначали шафран в качестве средства от старческой немощи, использовали его как афродизиак. Кстати, древняя вера в то, что шафран может лечить болезни глаз, была поддержана современными учёными, поскольку высокое содержание в нём каротинов и витамина А может благотворно влиять на здоровье глаз. Но самое интересное в шафране то, что он использовался как болеутоляющее средство при менструальных спазмах и родах. Rachel Dewan в статье "Bronze Age Flower Power: The Minoan Use and Social Significance of Saffron and Crocus Flowers" говорит, что "также известный как эмменагог, шафран может действовать как абортивное средство в больших дозах и, возможно, функционировал как ранняя форма контроля рождаемости. Действительно, Роберт Арнотт отмечает важную роль, которую
траволечение играло в древней Эгеиде, особенно среди древних акушерок и женщин-целительниц. Тот факт, что женщины, а не мужчины, показаны в сценах с сбора шафрана, заставил многих учёных предположить, что минойцы были осведомлены о гинекологических свойствах шафрана".

Шафран являлся также значимым культурным символом, который, скорее всего, использовался в культовой деятельности. Но как именно он использовался - мы пока сказать не можем. Нам лишь известно, что шафран и крокус были посвящены Великой богине, что шафран помещался в "святом святых" крито-минойской религии.

роспись
Бычья голова с двойной секирой и цветком шафрана между рогами. Роспись на сосуде. Ок. 1700 г. до н.э.

Однако, можно констатировать со стопудовой уверенностью, что крокусы являлись одним из тех "столпов", на которых держался крито-минойский матриархат.

crocus sativus

В продолжение темы см.: О шафране.


Tags: Крит
Subscribe

Posts from This Сommunity “Крит” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 1 comment