Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Categories:

Памятник Руси Новгородской.

Samyy-severnyy-i-samyy

Памятник в городе Кола Мурманской области. В правой руке у женщины кельтский (неправославный) крест, а левая кисть руки изображает староверческое "двуперстие".

Первое упоминание о поселении на берегу реки Кола относится к 1264 году - тогда здесь жили поморы. Однако историю современного города принято отсчитывать с 1565 года, когда был основан Кольский острог. После основания Архангельска и позднее Мурманска Кола быстро потерял свое стратегическое значение и даже был разжалован в село, а позднее - в рабочий поселок. Только в 1965 году он вновь стал городом - самым старым на Кольском полуострове. Источник.

Теперь объясню, почему я назвал сей памятник "памятником Руси Новгородской". По двум причинам.

Во-первых, из-за кельтского креста, который в своё время (до завоевания Москвой) встречался повсюду в землях Великого Новгорода: на стенах храмов в виде барельефов, в самих храмах; например, каменный Алексеевский крест в Софийском соборе (1376), деревянный Людогощинский крест (1359) и другие. Крест такого типа был чуть ли не государственной эмблемой Новгородской республики, его – красным по белому – изображали на парусах новгородских ладей.

Алексеевский крест
Алексеевский крест.


Новгородская ладья.

Во-вторых, из-за того, что композиция памятника состоит из двух женщин, что как бы намекает на "матриархальность" Великого Новгорода впику "патриархальной" постордынской Москве. Здесь достаточно вспомнить масштаб имущественных притязаний скандально известной Марфы Борецкой, одной из самых богатых вотчинниц Новгородской земли: «По величине собственности Марфа к концу XV в. была третьей после новгородского владыки и монастырей. В описи её владений можно увидеть пушнину в тысячах шкурок, и полотно в сотнях локтей, и хлеб в сотнях коробей, и мясо в сотнях туш, масло, кур, лебедей и многое другое, а главное – деньги: в вотчине Борецкой денежный оброк составлял 51 % владельческого дохода» [1]. Данные Новгородских писцовых книг позволяют сделать вывод о весьма значительных размерах земельных владений Марфы по отношению ко всей территории Новгородской республики. Таким образом, у новгородской колонизации северных земель был изначально матриархальный вектор.

Спецификой новгородского христианства была та особая роль, которую занимала в его символическом пантеоне София - «Премудрость Божья». На новгородских монетах чеканился не какой-то очередной князь, как в Московии, но именно образ Софии. Святая София была осмыслена новгородцами как «берегиня» города, таким образом произошёл уникальный религиозно-творческий синтез. Ольга Кузьмина справедливо указывает: «Языческое и христианское миропонимание постепенно сливались в культуре Новгорода, и к XV веку религиозное творчество достигло расцвета, породив яркую и самобытную религию. Лишь насильственное включение Новгорода в единое Московское государство прервало этот процесс...».


Марфа Борецкая
К. В. Лебедев. Марфа Посадница. Падение Новгорода. Холст, масло. 1891.

----------------------------------------------------------------------------------
[1] Пушкарева Н.Л. Женщины в Древней Руси. М.: Мысль, 1989. С. 53.

Tags: Новгород, памятники
Subscribe

Posts from This Сommunity “Новгород” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments