Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Categories:

Янь Чжэнцзай — золотая мать китайской нации.

Фу ЮНЦЗЮЙ и Чжу ЮЙФУ в статье "ОБРАЗ ВЕЛИКОЙ МАТЕРИ ЯНЬ ЧЖЭНЦЗАЙ В КИТАЙСКОЙ КУЛЬТУРЕ И ЛИТЕРАТУРЕ" пытаются представить образ Янь Чжэнцзай, которая была матерью Конфуция (28.09.551 до н. э. — 11.04.479 до. н. э.) и его первой учительницей. Благодаря новому, уникальному видению концепции, содержания и методов обучения, она воспитала Конфуция «мудрейшим учителем древности», великим мыслителем и образователем традиционного общества древнего Китая. Именно эта великая женщина оставила после себя драгоценную для китайской матриархальной культуры мудрость, благодаря чему она заслужила звание достойной китайской Священной Матери. Авторы отмечают, что Янь Чжэнцзай — золотая мать китайской нации, и она является самой успешной женской моделью семейного воспитания в мире. Поэтому авторы предлагают установить в Китае День матери в честь Янь Чжэнцзай.

"Отец Конфуция, Шулян Хэ (622-549 гг. до н. э.), был сановником среднего класса княжества Лу. Его первая жена из княжества Лу по фамилии Ши родила ему девять дочерей, что было недопустимо в китайском феодальном обществе, где мужчины занимали более высокое положение по сравнению с женщинами, начиная с Западной династии Чжоу (1046-771 гг. до н. э.). Поэтому позже Шулян Хэ женился на второй женщине и надеялся на наследника. Она родила сына по имени Бе Ни (второе имя было Мэн Пи), но мальчик появился на свет хромым. Согласно традициям того времени, все мужчины с ограниченными возможностями не могли продолжать своё поколение. Рождение девяти дочерей и лишь одного сына-инвалида оказалось сильным ударом для Шулян Хэ.

В то время было допустимо жениться ещё на одной женщине детородного возраста. Так 72-летний старик снова стал женихом. Скорее всего, Шулян Хэ преподнёс дорогие подарки и попросил своего будущего тестя отдать ему в жёны одну из трех дочерей, объяснив свой поступок желанием иметь наследника. Смущённый отец трёх образованных девиц-бесприданниц передал предложение Шулян Хэ дочерям. Две старшие, засидевшиеся в девах, промолчали. Младшая — Чжэнцзай — не достигшая брачного возраста, понимая отчаянное положение отца, согласилась выполнить его волю. Так как жених был состоятельный, молоденькую невесту быстро сосватали, Янь Чжэнцзай вскоре забеременела, и их сын родился в 551 г. до н. э. Однако вскоре после свадьбы Шулян Хэ обеднел, сохранив лишь свой дворянский титул. А когда Конфуцию было три года, его отец скончался в возрасте 75 лет, оставив 21-летнюю мать Янь Чжэнцзай с ребёнком одну.


Лишившись мужа, Янь Чжэнцзай выполняла одновременно роли матери и отца, с трудом кормила и воспитывала сына. Они были дискриминированы первой женой мужа — Ши, родившей девять дочерей, которая даже не позволяла Янь Чжэнцзай с сыном участвовать в поминальном обряде Шулян Хэ (549 г. до н. э.). Выдержав скорбь и обиду, смелая и храбрая женщина смогла вырастить своего сына в чрезвычайно трудных обстоятельствах. Конфуций много учился, был талантлив, славился своими знаниями благодаря стараниям матери. Чжэнцзай познакомила сына со старинными книгами, хранившимися в библиотеке её отца.

Деревня Луюань, где жили Конфуций с матерью, находилась далеко от центра столицы княжества Лу. Культурный уровень в деревне был низким, что было явно неблагоприятно для развития и образования юного Конфуция. Но мать Янь решительно изменила условия воспитания ребёнка, решив жить в развитом городе, и они переехали из деревни Луюань в столицу Лу — местный центр политики, экономики и культуры.

«Вся Чжоуская культура процветала в княжестве Лу», которое было богато культурной классикой и многими известными мастерами, что обеспечивало хорошую среду обучения для будущего роста её сына. Мать Янь привела своего сына в высокоразвитый в культурном отношении район. «Жизнь в выбранной культурной окружающей среде» — не просто смена обстановки, а важная часть образовательной стратегии, поскольку качественное изменение культурной атмосферы способствует пробуждению будущих талантов.

Когда маленький Конфуций достиг школьного возраста, из-за стеснённых семейных обстоятельств мама Янь не могла отправить его в обычную школу для получения систематического образования, она лишь всячески стимулировала своего
сына самостоятельно учиться в трудных условиях.
«Входя в храм предков, задавал он вопрос по всему непонятному».

Мать «совершенномудреца», конечно же, сама являлась «совершенномудрой». Научив сына святости традиционного общества, мать Янь заслужила достойную славу Китайской матери как первый учитель будущего великого педагога и мыслителя.

Чжэнцзай женила сына на хорошей девушке Ки Коан-ши из благородной семьи Ци и подыскала ему хорошую работу на государственной службе. Благодаря своим талантам и трудолюбию Конфуций сильно выделялся из среды остальных чиновников, и всё сулило ему блестящую карьеру. Но внезапная смерть матери принудила его оставить службу и удалиться от общественной деятельности на целых три года.

Древний китайский обычай требовал, чтобы сыновья по смерти отца или матери выдерживали трёхгодичный траур. При этом чиновники гражданские и военные должны были выходить в отставку и могли снова вступить в свою должность не ранее истечения срока траура. В продолжение траура нельзя пить вина, выходить из дому, иметь близость с женой и бывать на пиршествах. Конфуций слишком любил свою мать, чтобы пренебречь хоть малейшей деталью траура, и строго выполнил всё, что требовалось обычаями: не выходил из дома, ничего не ел кроме риса и спал на циновке. Все поражались, как стойко переносил Конфуций тяготы данного обряда. Когда его ровесники предлагали прекратить это, по их словам, «глупое самоистязание», Конфуций отвечал: «Благородный муж распространяет уважение на всех людей, но более всего уважает себя». А уважать себя — значило уважать родителей. Так гласили древние законы, восхищавшие будущего философа.

Невероятно, но даже после своей смерти Чжэнцзай сослужила сыну ещё одну последнюю службу. Если бы Конфуций не был воспитан на культе предков, если бы он не боготворил свою мать, то тогда, как советовали ему друзья, он не занимался бы «самоистязанием» и к трауру по матери отнёсся бы формально. Искренне оплакивая смерть горячо любимой матери, Конфуций на три года удалился от мирской жизни. Благодаря этому он получил возможность ещё раз перечитать все древние книги дедушки, хранившиеся в доме матери, заняться самообразованием. Траур по матери стал заключительным этапом рождения гениального философа.

По истечении срока траура Конфуций сложил, как требовалось по обычаю, на гробнице матери свои печальные одежды и вновь возвратился к общественной жизни. Он не пожелал занять прежнюю должность, но решился продолжать свои учёные занятия. И только по прошествии пяти лет усиленной интеллектуальной деятельности он полностью постиг основы того учения, проповедованию и распространению которого посвятил свою жизнь.

Tags: Китай, материнство
Subscribe

Posts from This Сommunity “Китай” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments