Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Categories:

О трансформации положения японских женщин в эпоху Хэйан.

Ночвина Белла Анатольевна и Силуянова Екатерина Андреевна [1] в статье "Парадокс женской идентичности в эпоху Хэйан" пытаются рассмотреть процесс трансформации положения японских женщин в эпоху Хэйан (с 794 по 1185 год).

"Гипотезы о роли женщины в древней Японии строятся на основе духовных верований того времени и древних источниках литературы. Так, в «Нихон сёки» рассказывается о богине солнца Аматерасу, главе пантеона синтоистских богов, которая являлась прародительницей японских императоров. Аматерасу изображается как воплощение совершенства, демонстрирует разум, красоту, плодородие и чистоту. Существование мифологии, строящейся вокруг женской фигуры, позволило историкам судить о матриархальной древности в Японии, так как наличие культа богини солнца Аматерасу в прото-синтоизме диктовало уважительное отношение к женщинам до шестого века.


Amaterasu Oomikami

Китайские летописи, датируемые первым веком нашей эры, показывают, что не только существовало разрешение женщинам править, но также это активно поощрялось. Считалось, что именно женщины способны принести мир и порядок в страну, и более того, можно встретить мнение, что женщины целомудренны и не подвержены ревности. Так, в «Записях о трёх царствах» III в., в разделе «История династии Вэй» описывается правление «женщины – государя» Химико. Известно, что люди «ва» её безмерно почитали, и когда родственница Химико Тоё заняла трон, она получила огромную поддержку людей. Джойс Лебра, известный исследователь по истории Японии, говорит: «Из изображений богинь в мифах и многочисленных женщин-правительниц… можно предположить, что статус женщин был равный статусу мужчин».

Проникновение буддизма в Японию в начале Vl века поначалу никак не сказалось на положение женщины в японском обществе. Именно женщины были первыми людьми в Японии, принявшую новую религию. Считалось, что для достижения просветления не существует никакой разницы между мужчинами и женщинами, при условии, что и те и другие станут монахами. Так, монахини имели статус, равный мужчинам, на протяжении всего периода Нара (710-794 гг.). В это время был также высокий правовой статус женщин, о котором можно судить по своду законов «Тайхо Еро рё». Женщины не платили налогов, не несли повинностей (ст.5), при наследовании даже незамужние получали свою долю (ст.23). Они могли развестись и заключить брак повторно (ст.30) [2].

Однако позднее в японском буддизме произошли перемены, и на женщину стали смотреть как на "порчу", которая может погубить "семена Будды". Эти перемены совпали с появлением сословия самураев в результате реформ Тайка 646 года, которые были проведены как попытка перенять политическую, бюрократическую и военную структуру китайской династии Тан. Наибольший же толчок к развитию самураев как класса дал император Камму в конце VIII — начале IX века, обратившись за помощью к региональным кланам в борьбе против айнов. Появились местные "тузы" - даймё. Если считать, что класс самураев был элитой японского общества X—XIX веков, то даймё — элита среди самураев. Также в этот период появилось сословие мелкого дворянства гокэнин. Взаимная грызня между "тузами" создала предпосылки для установления сёгуната — правления самурайского сословия с верховным военачальником (сёгуном) во главе. И на этом завершилось создание террористического патриархального режима в Японии. Законодательство Токугава разрешало самураю безнаказанно убивать на месте «простолюдина, который неприличествующим образом ведёт себя по отношению к членам военного класса». Попросту говоря, самураи поступали с крестьянами, как хотели и не несли за это никакой ответственности.


Samurai_with_sword
Вооружённый самурай в доспехах, фото 1860 г.

В эпоху Хэйан правовой статус и реальное положение женщин стали сильно отличаться. Передвижения женщин строго регламентировались, они должны были быть практически «невидимы» (выезд за пределы внутренних покоев без позволения мужа или отца наказывался) и «неслышимы» (излишняя разговорчивость дамы считалась одной из официальных причин развода) [2, с. 107]. Считалось неприемлемым показывать лицо чужим людям, поэтому женщины были вынуждены прятаться от посторонних за ширмой, закрывать лицо веером, а выходя из дома, использовать повозку. Более того, выезжать из дома разрешалось лишь в исключительных случаях: либо в дни самых значительных празднеств, либо для паломничества. И говоря об ухудшающемся положении женщин в Хэйан, хочется обратить внимание на политическую систему и отметить, что если в эпоху Нара из шести правящих императоров трое были женщинам, то в Хэйан из тридцати двух правителей мы не можем найти ни одной женщины.

В эпоху Хэйан происходят некоторые изменения в брачном институте, которые берут своё начало из эпохи Нара. Так, в ходе огромного влияния китайской культуры на Японию в период Нара на законодательном уровне (кодексы Тайхорё и Ёро) было установлено, что семьи должны формироваться по китайскому образцу. В праве был определён новый статус семьи, основанный на патриархальном укладе и главенстве мужа-отца. Однако данные положения, закреплённые в законодательстве, и реальное положение дел создавали парадокс положения женщин в эпоху Хэйан и Нара: зависимое и независимое одновременно. Как отмечает в своей книге «Япония в ранее средневековье» Пасков С.С. [3] , на практике сохранялась, несмотря на закон, прежняя форма брака, основанная не на ёмиэри – вхождении жены в дом мужа, а на дислокальном браке браке цумадои – посещении мужем жены в её доме, который был местом хранения огня в очаге и местом рождения, проживания и воспитания детей. Такой вид брачных отношений возник на этапе разложения первобытнообщинного строя, и он продолжал существовать в придворной сфере также прочно, как и в народной.

В VII в. появился, и достиг преобладания в Xв., матрилокальный брак сёсэйкон (мукоторикон). В случае такого брака родители невесты выбирали ей жениха, и после свадьбы мужчина переселялся к ним в дом. Женщина сохраняла девичью фамилию, а дети принимали фамилию отца. При матрилокальном браке сын покидал семью и переставал считаться её частью, с родителями оставались дочери и их мужья и дети. Если муж разводился с женой и вступал в новый брак, то его дети оставались в семье матери.

Характер таких брачных отношений объясняет тот факт, что наследование имущества было матрилинейным. Так, женщины в эпоху Хэйан сохраняли свою имущественную самостоятельность. Также им было позволено получать определённое образование, при дворе существовал обширный штат рангов, званий и должностей. Однако, в отличие от более раннего периода Нара, женщины перестали занимать императорский трон. Так как укрепление патрилинейных связей в процессе феодальных отношений к ограничению имущественных прав женщин, а вместе с тем и их социальные возможности.

В эпоху Хэйан складывание феодальной системы привело к укреплению позиции новой формы брака – патрилокального ёмэторикон. Наследуя должность отца, сын феодала наследовал и его вотчинные права, что приводило к усилению патрилинейных связей. Переход к новой форме брака происходил постепенно. Так, в качестве такой промежуточной стадии возникла новая форма брака – кэйэйсё мукоторикон. При нём родители жены, не желая дробить своё домашнее имущество между наследниками, поселяли супругов в отдельном доме. И при этом ещё сохранялся матрилинейный характер наследования и подчёркивался он тем, что дом назвался по имени жены, отец передавал дом дочери, а не сыну и тем, что к мужу переходило название дома жены в качестве второй фамилии (при нескольких замужествах подряд нередко все мужья таким способом получали одинаковое фамилии).

В целом мы можем видеть, что в эпоху Нара и Хэйан семейное законодательство не отвечало реалиям эпох. Существовали разные виды брака, всех их объединял матрилинейный характер наследования, однако уже в эпохе Хэйан намечается переход к патрилинейному наследованию из-за развития поземельных отношений.

Возвращаясь к теме ухудшения положение женщин в обществе, отметим, что данный процесс привёл к изоляции женщин от получения должного образования. Категорически нежелательным становится изучение китайского языка и литературы (что для мужчин было обязательным и считалось мерилом образованности). Конечно, это дало определённый толчок для развития именно японской женской литературы. Создаются такие великие произведения как «Повесть о Гэндзи» Мурасаки Сикибу, «Записки у изголовья» Сэй Сёнагон и другие. Во многом благодаря женщинам эпохи Хэйан, Хэйан признан «золотым веком» для японской словесности.

В эпоху Хэйан самыми совершенными красавицами считались прославленные поэтессы, но их мало кто видел - они жили в абсолютном уединении. Увидеть лицо женщины знатного происхождения было сложно, мужчины могли судить о красоте женщины, лишь когда им разрешалось заглянуть за полог, чтобы насладиться ароматом, составленным самой женщиной, и увидеть кимоно и спадающие до полу волосы. Демонстрировать себя за стенами собственного дома японки могли только в окружении домочадцев или мужа, но дамы должны были прикрывать своё лицо на людях.


Эпоха Хэйан в Японии

Ну, вот так оно и везде происходит: мы говорим партия патриархат, подразумеваем Ленин государственность, мы говорим государственность, подразумеваем патриархат. Эти "двое из ларца" выступают вместе и одновременно. Государственная бюрократия стремится к тому, чтобы передавать по наследству государственные должности.

Приходит как-то раз к полковнику его сын и спрашивает:
- Папа, скажи, когда я вырасту, стану ли я сержантом?
- Да, конечно же станешь!
- Папа, а лейтенантом?
- И лейтенантом тоже станешь!
- А майором?
- И майором!
- А полковником?
- Да, и полковником станешь.
- А генералом?!
- Нет, у генерала свой сын есть...

В этом анекдоте весь патриархат.


--------------------------------------------------------------------------------------------
[1] Интересно, что в западной культуре, например, в английском языке, фамилия никогда не ставится впереди имени. Всегда - John Smith, и никогда - Smith John. Уже одно это много говорит о различии ментальных "прошивок" населения России и Европы.
[2] Суханова Н.Н. Социальный статус женщины в Японии: вехи истории. //Известия Иркутского государственного университета. Серия: "История" N. 2 (5) /2013, Иркутск. - С. 107.
[3] Пасков С.С. Япония в раннее Средневековье. VII-XII века: исторические очерки. - Изд. 2-е. - Москва : Книжный дом "ЛИБРОКОМ", 2011. С. 78.

Tags: Япония, матрилинейность, матрилокальность
Subscribe

Posts from This Сommunity “Япония” Tag

  • Метаморфозы японского патриархата.

    Н. Н. Изотова в статье " ТРАНСФОРМАЦИЯ ГЕНДЕРНЫХ СТЕРЕОТИПОВ В ЯПОНСКОМ ОБЩЕСТВЕ" говорит, что " в древности Япония была…

  • Брачные отношения в средневековой Японии.

    Д. А. Суровень в своей статье "Брак в древнеяпонском праве" говорит, что содержание древних законов нам неизвестно, так как нормативные…

  • Шаманки Окинавы.

    Население префектуры Окинава — рюкюсцы, в настоящее время составляющие этнографическую группу японцев, в прошлом представляли особую народность…

  • Айны.

    Айны для нас являются очень интересным архаическим обществом охотников-собирателей, которые сохранили свои традиции с палеолитичских времён. Они…

  • Бог маленьких детей.

    “Японец рождается синтоистом, живет как конфуцианец и умирает как буддист”. И это действительно так. В Японии синтоизм и буддизм…

  • О матрилокальных браках в феодальной Японии.

    Как пишет С. А. Умаханова в статье " БРАЧНО-СЕМЕЙНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЯПОНИИ", в Японии ещё в эпоху Хэйан (с 794 по 1185 год)…

  • Апофеоз женственности. (Почти по Верещагину)

    Юко Симидзу «Отряхивая мужские взгляды»

  • Параллели.

    Каменная статуэтка богини из Джанхасана (5500-4000 до н.э.). Это поселение находилось недалеко от Чатал-Хююка, рядом с современным городом…

  • Распространение керамической посуды.

    Карта распространения керамики в Евразии и Северной Африке. Источник картинки. На этой карте показано распространение керамической посуды от…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments