Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Categories:

Бассейны минойского Крита.

А. А. Мусатов в статье "Дворцы Минойского Крита: жилая функция и инженерное обеспечение" затрагивает тему остатков канализационных систем, которые относятся в основном к периоду Старых дворцов, то есть между XlX и XVll вв. до н. э.

Рис. 1

В эпоху строительства Новых дворцов довольно часто можно увидеть, что старые стоки докомпонованы известняковыми плитами или перекрыты ими сверху для защиты от сырости и запаха. То есть при сооружении Новых дворцов использовалась уже готовая канализационная сеть.

Ахейский период в инженерных системах практически не идентифицируется. Ахейцы, когда дворцы перешли в их владение, ограничивались мелкими переделками и ремонтом древних сооружений, а потом и совсем забросили их.

Существовала в минойских дворцах и ливневая канализация, она помогала удались избытки воды с площади больших дворов. Судить об этом можно по остаткам такой системы, обнаруженным в Фесте (рис. 10).

Рис. 2

Имелись в Фесте и каналы иного рода, предназначение которых не вполне ясно. Один из таких каналов сохранился в северном проходе, который вёл из внутренних помещений дворца в центральный двор (рис. 12).

Рис. 3

Образец ещё одного, совершенно иного типа инженерного сооружения сохранился в дворцовом комплексе в Закросе. Это небольшие круглые в плане бассейны , их в Като-Закро сохранилось два. Чаши бассейнов были выложены камнем (рис. 14), к воде шёл ступенчатый спуск, причём лестница располагалась между двумя стенами, выложенными заодно с бассейном. Функциональная принадлежность бассейнов не определена. Бассейны устроены тщательно, вода в них стоит до сих пор.

Рис. 4

Эти бассейны чем-то напоминают мне священные колодцы на Сардинии.

колодец Санта Кристина

А. А. Мусатов говорит, что наличие удобного спуска к воде даёт основание считать их купальнями или скорее бассейнами для омовения, быть может, ритуального. Подобные по функции, хотя и иные по устройству, расположению купели существовали и в Кноссе. Любопытно, что и на священных участках храмов в Древнем Египте устраивались водоёмы, от огромных, как священное озеро в храме Амона в Карнаке (рис. 15), до совсем небольших.

Рис. 5

И здесь снова возникает сомнение в том, что кносский "дворец"-лабиринт являлся царской резиденцией. Факты свидетельствуют о том, что это был храмовый комплекс, где собиралось множество людей на религиозные праздники.

В те времена, когда у иудеев был храм в Иерусалиме, верующий должен был погрузиться в микву перед его посещением. Историки полагают, что во времена Второго Храма многочисленные паломники, приходившие и Иерусалим на праздники, совершали омовения в больших бассейнах Вифезды и Силоама, расположенных в районе северных и южных городских ворот. (Систему акведуков, туннелей, труб и водоводов, обеспечивавшую Иерусалим водой во времена Второго Храма, можно посмотреть здесь.) Однако, со временем перед храмовыми лестницами возникло значительное количество микв, предназначенных для индивидуальных погружений.

миква
Источник картинки.

миква 2
Миква в Магдале.

Это очень сильно напоминает те бассейны для ритуальных омовений, которые археологи раскопали в ритуальных центрах Индо-Хараппской и Маргианской цивилизаций.

В статье "Храм Кибелы в Дионисополе" говорилось о том, что в дар храму Кибелы передавались целые участки земли, виноградники, мастерские и здания, которые сдавались в наём, а на полученные доходы организовывались праздники в честь богини. Почему бы не предположить, что кносский "дворец"-лабиринт был таким же храмом богини, только гораздо крупнее, и что там также устраивались праздники в честь богини? Тогда и бассейны для ритуальных омовений оказываются "к месту".

Отсутствие укреплений и сходство всех дворцовых комплексов с самым большим в Кноссе (Като Закро и Маллия вообще являются копиями кносского дворца, внедрёнными в старые поселения) [1], также подтверждают "храмовую" версию.

При этом вполне возможно, что при храме-лабиринте проживали, на постоянной основе, "посвящённые" богине служители и служительницы, как, например, в иудейском храме в Иерусалиме. Надо же кому-то присматривать за всем этим "хозяйством".

--------------------------------------------------------------------------------------------------
[1] Блаватская Т. В. Греция в период формирования раннеклассового общества (XXX - Xll вв. до н. э.) // История Европы. Т. 1. М., 1988. С. 148-149.



Tags: Крит, вода, колодцы
Subscribe

Posts from This Сommunity “Крит” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 2 comments