Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Categories:

Матриархальные основания античного храма.

С. К. Чураков в статье "К истории возникновения античного храма" пишет:

"Ряд дошедших до нас изображений позволяет говорить о минойской традиции обстраивания святилища вокруг дерева или деревьев. Либо о ритуале посадки священного дерева внутрь храма или его замене на новое (илл. 4,5,6)" [1].

Рисунок1

При этом мы хорошо осведомлены о смысловой взаимозаменяемости женщины и дерева в древней мифологии. Как говорит malamant в Как цветёт смоковница?, "Для древних египтян сикомор (смоковница) - священное Дерево Жизни, посвящённое богине Исиде, Хатхор.

Хатхор

Жрицы Сикомора служили при алтаре Исиды или в храмах других богинь, являлись вдохновительницами гармонии и порядка". Когда плоды опадают, "косматая" смоковница становится похожа на женщину с длинными волосами.

smokovniza

Ну и не надо забывать о том, что Ficus sycomorus плодоносит как женщина.

smokovn_ficus-sycamorus

"Символы богини Иштар - плоды гранат, рыбы и голуби и священное дерево - ашера («Дерево huluppu». Наиболее убедительное его ботаническое отождествление - тополь-туранга, Populus diversifola. Саженец его был перенесён богиней Инанной с востока) [2], всегда располагавшееся перед святилищем Баала.

Любопытно, что Великая богиня у минойцев изображались в окружении двух птиц, это могли быть антропоморфные изображения или объекты отождествляемые с богиней (илл.7). Но два голубя были непеременными атрибутами богини Иштар, что видно по кипрским монетам X в. до н.э., на которых изображён главный пафосский храм богини Афродиты (Астарты) (илл.8). Основным местом поклонения богине Иштар были священные рощи. Богу Балу возводили алтарь под открытым небом на вершине холма и рядом высаживали священное дерево - ашера. (илл. 9).

Рисунок2

Рисунок3

Надо отметить, что знак «древа жизни» с сидящей на нём птицей имеет более древнюю историю, чем мифы Междуречья. Он встречается на петроглифах 4 - 5 тысячелетней давности и объединяет в себе два космических начала: миротворящую птицу и жизнедарящее древо. Образ птицы, сидящей на Мировом Древе, имеет в древних культурах глубочайший вселенский смысл и связан с проявлениями женских божеств, являясь одной из основных тем в сакральных композициях (илл.10).

Рисунок 4

Храмовые комплексы Востока - на возвышении святилище Бала (Ваала) и рядом знак крылатой богини Иштар, составленный из флористических элементов - прообраз будущей ионической колонны, всегда нёс в себе изображение двух птиц - голубей, её вестников. Были эти птицы только вестниками богини, или одним из её воплощений, трудно сказать, но то, что это постоянные «персонажи» сакральных действий и на Крите, и в Малой Азии, и на Ближнем Востоке, и вообще во всём ареале Средиземноморской культуры, легко доказуемо.

Таким образом, можно сказать, что мы имеем дело с развитием одного типа храмового комплекса на протяжении как минимум 600 лет, от 1500 г. до н.э. до 900 - 800 гг. до н.э. Храм, посвящённый женскому божеству у минойцев - Великой богини, а затем Афродиты у греков, развился в основной тип античного храма - периптер. Его название буквально указывает на принадлежность женскому божеству, что подтверждается как особенностями объёмно-пространственной композиции, так и некоторыми пластическими элементами. Во-первых, наличием в минойских и микенских храмах боковых пристроек в виде крытой галереи с размещением над каждой протодорической колонной скульптурного изображения птицы - вестницы божества. И, во-вторых, постановкой по оси храма в проёме антропоморфного изображения женского божества, что встречается только в поздних образцах (после Х в. до н.э.), либо, в более ранних, артефактов, напоминающих ашер - символ женского божества (Иштар - Инанна), впоследствии трансформировавшегося в протоионическую колонну.

В храмах VII - VI вв. до н.э. протоионическая колонна размещается по продольной оси здания, в том числе перед входом в храм, и не участвует в работе несущих конструкций. Она несёт исключительно смысловую нагрузку, представляя собой сложный конструкт, имеющий в своей основе символы, относящиеся к женским божествам 3 - 2 тыс. до н.э. ареала культур Междуречья и Средиземного моря (Ближнего Востока и Малой Азии). Например, изображение пальмы, дополненное в минойской культуре другими флористическими элементами. Уже в 1500-х гг. до н.э. на фресках с о. Санторин изображались артефакты, относящиеся к культу женского божества, аналогичные протоионическим колоннам VIII - VI вв. до н.э. (илл. 23). Но некоторые «декоративные», а на самом деле глубоко символичные элементы встречаются в изображениях ещё на сто лет раньше. Например, в ряде элементов уже классических античных храмов явно прочитывается графические мотивы, характерные изображению священного растения-символа государства Митанни. Это можно увидеть на гемме, посвящённой заключению мира между Древним Египтом и Митанни (1480 -1450 гг. до н.э.), где это растение - цветок? - изображён рядом с властителем Митанни, а рядом с фараоном помещён анх. (илл.24)

Рисунок 5
Илл. 23

Рисунок 6

--------------------------------------------------------------------------------------
[1] Блаватская Т.В., Греческое общество второго тысячелетия до новой эры и его культура, М. Наука, 1976г., - с.151
[2] Дьяконов И.М., Архаические мифы Востока и Запада, М., Едиториал УРСС, 2004г. - 248с.


Tags: Греция, Крит, дерево, птицы, храм
Subscribe

Posts from This Сommunity “храм” Tag

  • Горные святилища Крита.

    Автор блога The Stream of Time говорит, что " религиозный пантеон периода Старых дворцов сложился естественным образом из местных традиций…

  • О строениях круглого плана.

    Т. В. Корниенко в монографии " Первые храмы Месопотамии. Формирование традиции культового строительства на территории Месопотамии в дописьменную…

  • Горы и храмы.

    Ю. В. Андреев в своей монографии "От Евразии к Европе: Крит и Эгейский мир в эпоху бронзы и раннего железа (III — начало I тыс. до н.…

  • Храм Кибелы в Дионисополе.

    И. Лазаренко, Е. Мирчева, Р. Енчева в статье " Дионисопольский храм Понтийской Матери богов" пишут о том, что старая часть современного…

  • Самые древние священные места.

    Эрих Нойманн в своей книге «Великая Мать» говорит, что «самые древние священные места в первобытные времена были, вероятно, теми,…

  • К вопросу о "священном оружии".

    Это статуэтка Богини Матери с о. Мальта, ориентировочно 4000 - 2000 лет до н. э. А это - мегалитический храмовый комплекс Мнайдра, ок. 3000 г.…

  • В sancta sanctorum православного храма.

    Из статьи Елены Голубевой «Небесных и земных прекрасная Девица» Особенности почитания Богородицы в русской народной традиции, в которой…

  • Нерукотворный храм кроманьонца.

    Э. Л. Лаевская в своей монографии "Мир мегалитов и мир керамики" (М. : Библейско-Богословский ин-т Св. Апостола Андрея, 1997) совершенно…

  • К причинам «охоты на ведьм».

    Собор Парижской Богоматери. Любопытна связь между возведением высочайших готических соборов в честь Девы Марии и «охотой на ведьм».…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 1 comment