Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Categories:

О "дворцах" минойского Крита.

Ю. В. Андреев в своей монографии "От Евразии к Европе: Крит и Эгейский мир в эпоху бронзы и раннего железа (III — начало I тыс. до н. э.)" (Издательство «Дмитрий Буланин», СПб., 2002) говорит, что "дворец"-лабиринт на Крите, "совмещавший функции святилища и царской резиденции с функциями общественной житницы и своеобразного эмпория и к тому же державший под своим контролем обширную сельскохозяйственную территорию, имел как торговый партнёр неоспоримые преимущества перед любой компанией частных предпринимателей, которая могла возникнуть в этот период в недрах минойского да и любого другого эгейского общества".

Описание чем-то "смахивает" на московский Кремль эпохи Ивана lll, и от этого оно кажется несколько "натянутым". Да к тому же на Крите был не один "дворец" в Кноссе, а несколько. Если поверить Ю. В. Андрееву, то придётся допустить что в каждом "дворце" сидел свой "царь". А это означает междоусобные войны, как в домонгольской Руси. Потому что царь, как, например, в Египте, всенепременно хочет быть царём Верхнего и Нижнего Египта. Ему пол-Египта мало. Вот здесь-то и выходит "неувязочка": на Крите периода Старых дворцов не обнаружено ни крепостных сооружений вокруг "царских дворцов", ни найдено никаких свидетельств военных действий.

И далее Ю. В. Андреев пишет: "Не случайно все минойские вазы CM I— II периодов, найденные на территории Египта, Сирии, Анатолии, Кипра и свидетельствующие о проникновении в эти районы критских купцов, были отнесены специалистами к особой категории элитарной керамики, которая не предназначалась для повседневного использования в домашнем быту и могла быть изготовлена только в специализированных дворцовых мастерских".


Да, вот этот сосуд трудно представить себе стоящим где-нибудь в жилище рядового критянина.

Кратер с лилиями стиля Камарес из Старого дворца в Фесте

Но если рассматривать "дворец" как храм, тогда всё становится на свои места. Изготовила какая-нибудь мастерица этот сосуд, и пожертвовала его храму.

Если уж мы заговорили о храмах, надо бы вспомнить и Чатал-Хююк. В этом неолитическом поселении отдельно стоящих храмов не было, но, тем не менее, имелось довольно-таки много сакральных помещений.

Чатал-Хююк

В этих сакральных производились ритуалы и обряды.

Чатал-Хююк 3

Чатал-Хююк 4

В некотором смысле, весь Чатал-Хююк можно рассматривать как особого рода храм-"муравейник".

И вот, как говорит сам Ю. В. Андреев, как были устроены Старые дворцы, мы не знаем, но "французские раскопки в Маллии достаточно ясно показали, как могла быть организована центральная часть крупного минойского поселения (протогорода) до появления дворца в его классическом варианте. Её основным структурным ядром здесь была большая прямоугольная площадь (так называемая агора), обнесённая оградой из каменных плит-ортостатов, к которой с разных сторон примыкали постройки самого различного характера и назначения. Среди них могли находиться и жилые дома, и склады, и, возможно, также культовые сооружения (например, так называемая гипостильная крипта). Сама «агора» могла использоваться и как место народных собраний, и как ритуальная площадка, на которой устраивались всевозможные религиозные церемонии и празднества. На некотором удалении от «агоры» (к западу от неё) был открыт крупный архитектурный комплекс (его общая площадь составляла около 2,5 тыс. кв. м.), известный теперь как «квартал Мю».

Квартал Мю

При раскопках «квартала Мю» были выявлены помещения культового характера, например так называемый люстральный зал с бассейном для очистительных омовений, склады и несколько ремесленных мастерских".

Если отбросить бассейн, то всё остальное поразительно совпадает с Чатал-Хююком. И сам "сотовый" план застройки, и помещения культового характера, и склады, и ремесленные мастерские [1]. Ю. В. Андреев пишет, что "обнаруженные в нескольких различных местах таблички с иероглифическими надписями и слепки с печатей позволяют предполагать, что наряду с ритуальными и хозяйственными функциями этот комплекс выполнял также и какие-то функции административного характера". Но я позволю себе не согласиться с уважаемым историком. Надо себе представлять жизнь в таком "колхозе", где все были у всех на виду и где, очевидно, не существовало замков на дверях. Можно было запросто зайти и попросить "во временное пользование" какой-нибудь предмет домашней утвари. Так было и в наших русских деревнях ещё в XX веке. Одна баба взяла горшок у другой бабы, а у той горшок позаимствовала ещё одна баба. И как потом выяснить, кому принадлежит сей горшок? Вот для этого и существовали семейно-родовые печати.

"Эта полифункциональность «квартала Мю» <...> определённо сближает его с постройками дворцового типа, хотя вместе с тем он и отличается от них своей более аморфной, как бы расползающейся планировкой, в которой ещё отсутствует такой важный организующий элемент, как центральный двор", - говорит Ю. В. Андреев. Он от «квартала Мю» протяговает линию в будующее, к Старым и Новым дворцам, а я протягиваю линию в прошлое, к Чатал-Хююку. И соединяю Чатал-Хююк с Кноссом. Кносский "дворец"-лабиринт - тот же Чатал-Хююк, только в более совершенном исполнении. А идея - всё та же.

"Вероятно, нечто подобное представлял собой и «старый дворец» Феста, отдельные части которого были открыты итальянскими археологами под руководством Д. Леви. В его планировке так же, как и в планировке «квартала Мю», ещё явно доминирует древний принцип беспорядочного «нанизывания» жилых и хозяйственных помещений, характерный для критской архитектуры, начиная ещё с эпохи неолита. Эта преемственность планировочных решений, по всей видимости, имела своей основой устойчивые традиции родового общежития, сохранявшие свою силу не только среди массы рядовых земледельцев и ремесленников Крита, но также и в среде формирующейся аристократической элиты минойского общества".

И далее Ю. В. Андреев, хотя и прямо не упоминает "игры" с быком, но сообщает информацию, которая, в общем, согласуется с гипотезой о том, что эти "игры" происходили на центральных дворах Старых дворцов.

"Особого внимания заслуживают некоторые характерные детали в устройстве большого мощёного двора, примыкавшего с запада к зданию дворца [в Фесте] и образовывавшего вместе с ним единый архитектурный комплекс.


Фест
Дворец в Фесте, Крит. План. Реконструкция.
1 - центральный двор; 2 - западный двор (площадка для представлений); 3 - западный вход; 4 - склады; 5 - вход в жилой квартал; 6 - жилые помещения; 7 - перистиль
.

Само положение западного двора на стыке дворца с кварталами протогорода позволяет квалифицировать его как «зону контактов» между зарождающейся аристократической элитой минойского общества и массой рядовых общинников. Учитывая ту чрезвычайно важную роль, которую играла религия в жизни практически всех известных нам обществ эпохи бронзы как интегрирующий и консолидирующий фактор, нетрудно догадаться, что
эти контакты могли осуществляться в форме каких-то обрядовых представлений и церемоний. «Ведущие партии» в этих действах могли исполнять в качестве жрецов и жриц «люди дворца», тогда как простонародье довольствовалось ролью зрителей или, может быть, «хора и статистов», необходимых в церемониях с большим количеством участников. При этом какая-то часть зрителей, вероятно, располагалась на ступенях так называемой театральной лестницы в северной части двора подобно публике в позднейшем греческом театре. Другие могли занимать места на «рампе», ограничивавшей двор в юго-западной его части. Сам «спектакль», по всей видимости, разыгрывался в центре двора на вымощенной каменными плитами дорожке (серпантине), пересекавшей двор по диагонали и соединявшей «театральную лестницу» с главным входом во дворец, который мог в этой ситуации выполнять функции так называемой скене в греческом театре, т. е. служить «задней кулисой» и одновременно хранилищем священной утвари, использовавшейся во время обрядового действа.

Видимо, не случайно были включены в архитектурный ансамбль западного двора и так называемые кулуры — четыре большие облицованные изнутри камнем ямы, в которых, согласно наиболее вероятным предположениям, могло храниться зерно и какие-то другие продукты. Во время больших всенародных празднеств эти продукты, видимо, использовались для приготовления ритуальных трапез. В самом факте вынесения этих зернохранилищ за пределы дворца на открытый для общего доступа двор мог скрываться определённый идеологический «подтекст». Возможно, это должно было означать, что собранные общими усилиями запасы зерна могут быть использованы только для общественных надобностей, например для устройства очередного празднества".

Это перекликается с тем, о чём мы говорили в записи
Где на минойском Крите происходили "игры с быком"? А в статье "Храм Кибелы в Дионисополе" говорилось о том, что в дар храму Кибелы передавались целые участки земли, виноградники, мастерские и здания, которые сдавались в наём, а на полученные доходы организовывались праздники в честь богини. Почему бы не предположить, что кносский "дворец"-лабиринт был таким же храмом богини, только гораздо крупнее, и что там также устраивались праздники в честь богини?

Похоже, емкости для оливкового масла в Кносском дворце.
Похоже, ёмкости для оливкового масла в Кносском "дворце".

Тогда понятно предназначение этих ёмкостей. А для одного царя, по-моему, слишком много [2]. Я даже представить себе не могу, чтоб, например, у Николая ll в Царском селе стояли такие пифосы, наполненные оливковым маслом. У него же не тысяча ртов!

Несмотря на то, что Ю. В. Андреев, ничтоже сумняшеся, говорит о "критском государстве", о "правящей династии Кносса" и какой-то "дворцовой элите" [3], он, тем не менее, в конце приходит к благоразумному умозаключению:

"При всей значимости административных и хозяйственных функций критских дворцов они были лишь производными от их основной сакральной функции. Во всяком случае в пред­ставлении самих минойцев дворец несомненно был прежде всего святилищем, жилищем верховного божества или, по крайней мере, тем местом, где оно время от времени являлось своим почитателям. И более того, только в качестве святилища дворец мог успешно выполнять также и все остальные свои функции, поскольку, как и во всех других обществах бронзового века, именно религия была в минойском обществе тем основным консолидирующим и интегрирующим началом, которое одно только и могло обеспечить нормальную жизнедеятельность всего социального организма. Да и сами дворцы едва ли могли бы быть построены, если бы их строители (а это были скорее всего простые земледельцы и ремесленники, созванные из окрестных поселений) не воодушевлялись мыслью о том, что они строят дом для самой великой богини. Всякое иное объяснение появления столь значительных архитектурных сооружений в обществе, ещё не порвавшем в полной мере с традициями первобытнообщинного строя, ещё не успевшем обзавестись достаточно эффективным аппаратом физического принуждения, должно быть признано малоубедительным".

-----------------------------------------------------------------------------------------------
[1] "Ремесленники различных специальностей — гончары, кузнецы, оружейники, камнерезы, ювелиры, ткачи, парфюмеры и пр. устраивали свои мастерские либо прямо на территории дворца, либо где-нибудь в непосредственной близости от него — среди домов, примыкающих ко дворцу «городских» кварталов. Так, при раскопках дворца Като Закро были открыты помещения нескольких мастерских, в которых, судя по всему, работали ремесленники, изготовлявшие сосуды и другие предметы из ценных пород камня. Неподалёку от северного входа во дворец, в начале улицы, ведущей в сторону моря, располагались ещё две мастерские. В одной из них, как показывают найденные отщепы камня, занимались обработкой обсидиана, в другой выплавляли и, вероятно, обрабатывали бронзу". - Ну "вылитый" Чатал-Хююк! Всё то же самое!
[2] Согласно расчётам Дж. Грэхема, одни только западные склады Кносского дворца могли вмещать 420 больших пифосов общей емкостью в 246 тыс. л зерна, вина или оливкового масла. В Маллии, как указывает тот же автор, кладовые разной вместимости и конфигурации занимали не менее 1/3 от общей площади дворца.
[3] Всё это голословные заявление, не подкреплённые никакими археологическими свидетельствами.



Tags: Крит, Чатал-Хююк
Subscribe

Posts from This Сommunity “Крит” Tag

  • О "воинственности" крито-минойцев (4).

    Итак, ближе к вечеру Antiquated Antiquarian в своей статье " Минойцы: военные действия" сообщает нижеследующее: "Примерно в начале…

  • О "воинственности" крито-минойцев (1).

    Уже известный нам Antiquated Antiquarian, автор блога The Stream of Time, в статье " Минойцы: военные действия" не придумал ничего…

  • О крито-минойской "талассократии".

    Египетский известняковый сосуд в форме верблюда, изготовленный между 3 200-3 000 гг. до н.э. Как видно, ещё древние египтяне представляли…

  • О крито-минойских печатях.

    Вообще говоря, печать многофункциональна. Печать на документе - пожалуй, первое, что приходит на ум. В этом смысле, печать является аналогом подписи.…

  • О крито-минойских погребальных практиках.

    Крито-минойские захоронения говорят о том, что на Крите до 1500 г. до н. э. существовали т. наз. "большие семьи", или близкородственные…

  • Крито-минойский бестиарий.

    Тиринское кольцо (The Tiryns signet ring) - самое большое из известных микенских колец, изготовленное между 1 500 и 1 400 гг. до н.э. На нём…

  • Крито-минойские голуби.

    О голубках богини Анат уже говорилось в нашем сообществе. Птицы вообще, и голуби в частности, указывают на религию божественного…

  • Расписная миниатюра.

    "Минойская женщина", Хронос миниатюрес, 75 мм. Роспись - краски "Звезда", художественные акриловые краски. Минойская или…

  • Посейдон или градоначальник?

    Автор блога The Stream of Time говорит, что "главой" минойского пантеона была богиня Potnia (произносится Потиния), что в переводе с…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments