Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Categories:

Горы и храмы.

Ю. В. Андреев в своей монографии "От Евразии к Европе: Крит и Эгейский мир в эпоху бронзы и раннего железа (III — начало I тыс. до н. э.)" (Издательство «Дмитрий Буланин», СПб., 2002) пишет:

"Уже А. Эванс квалифицировал Кносский дворец как святилище par excellence. На преимущественно сакральную природу критских дворцовых ансамблей указывают не столько сделанные на их территории находки культовой утвари и более или менее надёжно идентифицированные помещения, как правило, очень небольших святилищ, которые нередко трактуются как всего лишь «домашние часовни» [1], сколько их своеобразный архитектурный облик, а также и само их местоположение, и «вписанность» в окружающий ландшафт.

"На последний из этих двух моментов в своё время обратил внимание американский историк архитектуры В. Скалли. Внимательно изучив ландшафты Кносса, Феста, Маллии и Гурнии, он пришёл к заключению, что выбор места для постройки дворца, а также его ориентация по сторонам света обычно определялись с учётом следующих двух обстоятельств: 1. Дворец, как правило, располагался в замкнутой со всех сторон долине, размеры которой могут быть различными, но конфигурация (вытянутый в длину прямоугольник) остаётся всегда одной и той же. Скалли называет этот тип ландшафта «естественным мегароном». 2. На осевой линии дворца к северу или к югу от него можно видеть округлый или конический холм, а на некотором расстоянии от него на той же самой линии — гору с раздвоенной вершиной. Как думает Скалли, в понимании самих минойцев, все эти особенности ландшафта были наполнены глубокой религиозной символикой и воспринимались как неоспоримое свидетельство присутствия самой великой богини — «матери-земли», в лоне которой и располагался дворец. Архитектура дворца должна была восприниматься в этом случае как своего рода искусственное дополнение к тем естественным архитектурно-скульптурным ф ормам, которые были созданы вокруг него самой природой".


Интересно, что Чатал-Хююк переводится на русский как «вилка-курган», «вилообразный холм» или «раздвоенный холм». И там же археологи обнаружили на одной из стен фреску огнедышащей горы с раздвоенной вершиной.

гора

А это оригинал, с которого писалась картина, - гора Хасан.

Хасан

И, как мы видим, на Крите "дворцы" строились на фоне раздвоенных гор. Что это? Совпадение? Или, может быть, такого рода горам придавалось особое символическое значение и в Анатолии, и на Крите?

Между прочим, так называемые "рога посвящения" есть ни что иное как уменьшенные копии тех же «раздвоенных холмов».


Вид на Большие Южные Пропилеи и Рога Посвящения

кносский дворец реконструкция

рога посвящения

Археологический музей Ираклиона (2020)1

рога посвящения 2

рога посвящения 3

рога посвящения табличка

Ю. В. Андреев приводит изображение-реконструкцию одного из минойских горных святилищ (peak sanctuaries)

горное святилище

и говорит, что в них почитание великой минойской богини осуществлялось в тех же формах, что и во дворцах. "На это указывает очевидное сходство ритуального инвентаря и архитектурного оформления наиболее богатых горных святилищ с культовой утварью и архитектурой дворцовых «часовен»."

Далее Ю. В. Андреев пишет:

"
Анализ планировки, по крайней мере четырёх известных сейчас дворцовых ансамблей — дворцов Кносса, Феста, Маллии и Като Закро достаточно ясно показывает, что их главным структурообразующим элементом был центральный двор. Как считает Дж. Грэхем, постройка каждого из дворцов начиналась именно с разбивки центрального двора, с тем чтобы в дальнейшем, используя четыре его стороны как осевые линии, наращивать вовне все основные части архитектурного целого. Дворец, таким образом, рос изнутри, не вписываясь в чёткие рамки какого-то заранее заданного контура, чем, по-видимому, объясняется известная неупорядоченность его наружных фасадов [2]. Как указывает Грэхем, дворы трёх дворцов — в Кноссе, Фесте и Маллии (теперь к ним, видимо, без особых колебаний можно добавить и дворец в Като Закро) —  «отличаются удивительным сходством, которое в некоторых отношениях доходит почти до тождества». Это сходство заключалось в том, что все три двора были вымощены каменными плитами, снабжены одним или несколькими портиками (вероятно, с верхними галереями), устроенными вдоль длинных сторон двора, размещались на оси, лишь немного отклоняющейся от проведённой по стрелке компаса линии север—юг, и, наконец, что особенно важно, имели при сильно различающихся размерах вполне стандартные пропорции (соотношение длины и ширины в каждом из дворов составляло 2:1, а весь двор занимал около 1/8 от общей площади дворца). «Эта стандартизация,— заключает Грэхем свои наблюдения,— могла означать, что двор был построен для каких-то определённых целей подобно футбольному полю или теннисному корту». Вполне возможно, что основное его назначение заключалось в том, чтобы служить «ристалищем» для участников минойской тавромахии (сам Грэхем в конце концов склоняется именно к такому решению проблемы), хотя наряду с этими загадочными представлениями здесь же, на центральном дворе, могли разыгрываться и другие обрядовые действа и церемонии".

Да, такая застройка вокруг центрального двора наблюдается и в месопотамской культуре Убейд.


храм убейдского периода

Мне на ум приходит слово "майдан", когда я вижу эту реконструкцию. Такая застройка предполагает демократическое, "вечевое" принятие всех решений. А сами постройки более напоминают "комбинат бытовых услуг", нежели храм в современном понимании этого слова. Очевидно, под крышей храма жили и работали люди. И, конечно, такого рода храмы строились не по "генеральному плану", а "по мере возможности", начиная с маленького святилища и постепенно "обрастая" всё новыми и новыми пристройками. В своё время Эванс удачно сравнил Кносский дворец со средневековым кафедральным собором, со всех сторон облеплённым домами горожан.

------------------------------------------------------------------------------
[1] Опять само собой напрашивается сравнение с Чатал-Хююком.
[2] Это свидетельствует об органичности, "гонийности" строительства. Так строится деревня, но не царский дворец. К "дворцу"-лабиринту можно было "пристроиться" где-нибудь сбоку, а к царскому дворцу, огороженному стенами Кремля, не "пристроишься".


Tags: Крит, горы, храм
Subscribe

Posts from This Сommunity “Крит” Tag

  • О "воинственности" крито-минойцев (4).

    Итак, ближе к вечеру Antiquated Antiquarian в своей статье " Минойцы: военные действия" сообщает нижеследующее: "Примерно в начале…

  • О "воинственности" крито-минойцев (1).

    Уже известный нам Antiquated Antiquarian, автор блога The Stream of Time, в статье " Минойцы: военные действия" не придумал ничего…

  • О крито-минойской "талассократии".

    Египетский известняковый сосуд в форме верблюда, изготовленный между 3 200-3 000 гг. до н.э. Как видно, ещё древние египтяне представляли…

  • О крито-минойских печатях.

    Вообще говоря, печать многофункциональна. Печать на документе - пожалуй, первое, что приходит на ум. В этом смысле, печать является аналогом подписи.…

  • О крито-минойских погребальных практиках.

    Крито-минойские захоронения говорят о том, что на Крите до 1500 г. до н. э. существовали т. наз. "большие семьи", или близкородственные…

  • Крито-минойский бестиарий.

    Тиринское кольцо (The Tiryns signet ring) - самое большое из известных микенских колец, изготовленное между 1 500 и 1 400 гг. до н.э. На нём…

  • Крито-минойские голуби.

    О голубках богини Анат уже говорилось в нашем сообществе. Птицы вообще, и голуби в частности, указывают на религию божественного…

  • Расписная миниатюра.

    "Минойская женщина", Хронос миниатюрес, 75 мм. Роспись - краски "Звезда", художественные акриловые краски. Минойская или…

  • Посейдон или градоначальник?

    Автор блога The Stream of Time говорит, что "главой" минойского пантеона была богиня Potnia (произносится Потиния), что в переводе с…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments