Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Categories:

Эгалитарность и шаманизм.

Ну вот и пришло к нам летнее пекло. Липецкую область, где я живу, достал раскалённый "язык" из туркменских пустынь.

пекло

В ближайшие 6 дней дневная температура будет +35-37°C.

Обычно меня охватывают грустные мысли при наступлении летнего солнцестояния. Жалко, что лето проходит, и всё такое... Но в этом году всё иначе: поскорее бы оно прошло, чтобы пекло кончилось!

Погода напоминает "ноющий" больной зуб, который хочется поскорее удалить.

В принципе, и сама жизнь при наступлении старости - чем дальше, тем больше - напоминает больной зуб. И смерть, когда "всё болит", кажется избавлением от боли.

Ну ладно, это только "присказка"; "сказка" - впереди.


ESENIA говорит, что "древнее финно-угорское общество было эгалитарным, то есть это было общество, основанное на равенстве всех своих членов и уравнительном обеспечении имуществом и едой. В силу своей эгалитарности, духи финно-угров не были достаточно индивидуализированы, чтобы считаться божествами в том смысле, который придаёт этому слову западная культура".

Да, вот это очень интересная тема для исследования. Сейчас в Сети можно найти заявления о том, будто древним тюркам было присуще т. наз. "тенгрианство". Можно прочитать, что "древние тюрки считали, что Вселенной правит Тенгри-хан - верховное божество" (Источник). Но ведь ханы не всегда были. Когда появились первые ханы у тюрков? Очевидно, тогда же появился и Тенгри-хан. А что было до этого? Родо-племенные духи? Мирча Элиаде писал, что у первобытных людей имеются представления о божествах, сотворивших мир, но это всё dei otiosi (pl. от deus otiosus) "боги отдыхающие". Про них знают, но им не поклоняются и не делают ни идолов, ни храмов в их честь.

В связи с этим возникает прелюбопытнейшая тема крито-минойской богини. Мы же считаем крито-минойское общество эгалитарным. Значит, по идее, не должно было быть на Крите богини, похожей на древнееврейского Яхве. Храмов богини, подобных иерусалимскому храму, на Крите точно не было; изображений богини - всего одно, да и то может быть истолковано как изображение "местночтимого" образа. Мы уже говорили о крито-минойских "корнях" древнегреческого Пана и козлоногих сатиров. Очевидно, леса и речки Крита населяли и другие мифические персонажи. Это было "царство духов". Да и сама богиня в своих "явлениях"-эпифаниях принимала различные виды и образы. От этого, мне кажется, происходит обоготворение животных и растений. Ну а здесь уже шаманизм, потому что шаманам духи являются в образе животных или птиц.

Не претендуя на истину в последней инстанции, можно, по крайней мере, сделать предположение, что шаманство "родственно" эгалитарным обществам.

Интересно было бы реконструировать культ Баала. Википедия говорит, что у него было много "ипостасей": Баал-Вериф, Ваал-Гад, Баал-Зебуб и др. "Первоначально имя Баал было нарицательным обозначением божества того или иного племени, потом местности (Баал Тира, Баал Сидона и др.), в это время его святилища приурочивались к источникам, лесам и горам. В Угарите Баал высоко почитался под именем Балу, имел эпитет Силач и Бык". Это прямо роднит Баала с крито-минойским быком. У этого была были свои жрецы, которые, как говорит Википедия, "в экстазе наносили себе порезы и раны на различных частях тела, чаще всего на запястье и ладонях". Здесь мы видим, с одной стороны, близость к позднейшему культу Кибелы, а, с другой стороны, некоторую близость к ритуальным кровопусканиям американских индейцев, в результате которых они "видели" духов.

Любопытна вражда между иудейским пророком Илией и жрецами Ваала, которых он собственноручно зарезал аж целых 450 штук. Данный факт представлен в церковной живописи, где Илья изображён с обнажённым мечом в руке.


Илья пророк и пророки Ваала

Постфактум жрецам Ваала навешали "дел", которых они не совершали. В статье О "кровожадном" Молохе и жертвоприношении детей я касался этой темы. Жрецы Ваала не были злодеями. Тем более удивительно это "деяние" Илии.

Tags: Крит, евреи, социология, финно-угры, шаманизм
Subscribe

Posts from This Сommunity “финно-угры” Tag

  • Женщины-литейщицы.

    Л. А. Голубева в статье " Женщины-литейщицы (к истории женского ремесленного литья у финно-угров)" говорит, что "в истории литейного…

  • Немного финно-угорской архаики.

    ESENIA говорит, что "среди прибалтийско-финских народов женщины играли большую роль. Если мужчина хотел жениться, то должен был просить…

  • Хозяйка Похьёлы.

    Мария Владимировна Кундозерова в статье " ОБРАЗ МИФИЧЕСКОЙ СТРАНЫ ПОХЬЁЛЫ В КАРЕЛЬСКИХ ЭПИЧЕСКИХ РУНАХ" анализирует образ Похьёлы из…

  • О матриархальных "обертонах" в Калевале.

    В. В. Иванов в статье " ПРЕДПОЛОЖИТЕЛЬНАЯ ПРИЧИНА ПРОБЛЕМЫ ПОНИМАНИЯ ЯЗЫКА КАЛЕВАЛЫ НОСИТЕЛЯМИ ФИННО-УГОРСКИХ ЯЗЫКОВ КАК СЛЕДСТВИЕ В…

  • Хозяйка лабиринта.

    Мифическая страна Похьёла находится где-то на Севере, в безымянном заливе. Само слово «Похьёла» (Pohjola, в вариантах Pohjo, Pohja,…

  • Суоми — красавица.

    Ещё одна - "до кучи" - персонификация страны, на сей раз Финляндии, в образе девушки. Hyökkäys (Нападение) — Edvard…

  • О позабытом женском празднике 22 марта.

    Недавно в записи " Птица счастья" я задавался вопросом: как соотносятся грифы, "утилизирующие" остатки жизни, с аистами,…

  • Кто такая Зарни Ань?

    Герб Республики Коми. Увидеть Зарни Ань можно, посмотрев на официальную символику Республики Коми. Герб — золотая хищная птица, на груди…

  • Саамы и арии.

    Основной ячейкой социальной структуры у Кольских саамов в конце XIX — начале XX в. была община (саам, сыййт). Как и у других народов Севера,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments