Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Categories:

Цивилизация богомола.

Я, кажется, подметил один любопытный феномен: чем архаичнее то или иное общество, тем более в нём почитаются мелкие насекомые.

Я неоднократно говорил о пчёлах в матриархальных культах. Очевидно, и муравьи входили в категорию "священных насекомых". Конечно, гусеницы и бабочки тоже почитались. Божьи коровки. Жуки-скарабеи древних египтян...

ESENIA пишет, что бушмены почитают богомолов.

богомол

Как говорил А. С. Пушкин, "гений - парадоксов друг". Здесь мы как раз видим пример парадоксального мышления первобытных людей: у них великое и "необъятное" божество совмещается с крохотным насекомым. "Его основной формой служит обличье богомола, но у него также много других форм. Он любит превращаться в быка эланда, в вошь, змею и гусеницу (так что поуважительнее со вшами, возможно, это божественные сущности), - пишет ESENIA.

О том, что богомол как-то связан с религией, говорит уже само название этого насекомого. "Судя по всему, богомол даже играл определённую культовую роль — действительно, его изображение найдено на прозерпинской монете из Метапонта, рядом со священным колосом Элевсинских мистерий", - говорит Роже Кайуа в монографии "Миф и человек. Человек и сакральное" (М.: ОГИ, 2003, с. 52-82).

Как указывает Анри-А. Жюно, в старину у африканского племени банту богомолы считались богами-прародителями или, по крайней мере, посланцами богов, и если один из них забирался в хижину, то его почитали как бога-прародителя, навестившего своих потомков. У готтентотов, по свидетельству Шармана, в качестве верховного божества почитается другой вид богомола — богомол блаженный. Если он сядет на человека, этот человек становится священным. Также у бушменов верховным божеством, творцом мира, является не кто иной, как богомол (Кагн). Вообще, на значительной части Африканского континента можно заметить остатки своего рода религии или даже цивилизации богомола, которая особенно хорошо сохранилась у бушменов и характеризуется культом этого насекомого, отождествляемого с богом-творцом.


Как известно, поведение насекомых из семейства богомоловых даёт повод для столь ярко выраженного интереса к ним: у них самка пожирает самца во время или после совокупления. Почему так поступает самка, науке не известно, - тем более интересно почитать "измышлизмы" сюрреалиста Роже Кайуа, соратника Жоржа Батая:

"Ещё в 1784 году Ж.-Л.-М. Пуаре сообщил в «Журналь де физик», что лично наблюдал, как самка богомола отрывает голову самцу, прежде чем с ним совокупиться, а после сорulа пожирает его целиком. Этот рассказ был подтверждён, со множеством отягчающих обстоятельств, в недавнем и драматичном докладе Рафаэля Дюбуа. Поначалу такой каннибализм объясняли (Поль Портье) тем, что самке богомола для формирования яиц требуются белковые и протеиновые вещества, которых ей негде найти в большем количестве, чем у особей своего же вида. Эту гипотезу подверг критике Э. Рабо, отметив, в частности, что самка богомола пожирает самца не тогда, когда ей нужна эта пища. Приходится скорее согласиться с теорией Рафаэля Дюбуа, которая, впрочем, не вполне исключает упомянутую выше: этот натуралист замечает, что обезглавленная кобылка лучше и дольше живой производит вызываемые у неё рефлексивно-спазматические движения; затем, ссылаясь на работы Ф. Гольца и А. Бюске, согласно которым лягушка при удалении центров высшей нервной деятельности немедленно принимает позу сорulа, которая в обычных условиях бывает у неё лишь весной, — он высказывает предположение, что самка богомола, обезглавливая самца перед совокуплением, стремится удалить у него тормозящие мозговые центры и тем самым добиться более длительных спазматических движений при половом акте. Таким образом, получается, что в конечном счёте самка убивает самца, подчиняясь принципу удовольствия, а к тому же ещё и начинает поглощать его тело непосредственно во время любовного акта1."

Далее Роже Кайуа несёт такую "пургу", которую американцы недаром называют frog fog, и мы её пропустим, остановившись лишь на том месте, где автор говорит о связи почитания богомола с женским доминированием у бушменов. Цитирую: "Вообще, у бушменов и готтентотов женщина во всём первенствует над мужчиной. В племени хои-хои мальчики носят имя своей матери с суффиксом, обозначающим их пол, а жена в семье является полновластной хозяйкой — без её разрешения муж не может ни поесть мяса, ни выпить молока. Наконец, бушменские женщины считаются способными превращаться в львов, гиен и т.д., пожирая при этом мужчин, как это прекрасно демонстрируется в сказке, записанной сэром Джеймсом Александером".

В принципе, с начала Великой французской революции, и даже раньше, с эпохи французских энциклопедистов, вся французская философия является ни чем иным как реакцией на католическую (и шире - христианскую) антропологию. Если религиозная антропология говорит о человеке как "образе Божием" и ставит под сомнение человечность бездуховной и бескультурной цивилизации, то французская философия сначала долдонила о естественной "гуманности" человеческой природы ("благородный дикарь" Жан-Жака Руссо), а затем, после Фрейда, стала талдычить о естественной "животности" человека. Байки про каннибализм пришлись тут как нельзя более кстати. Вполне возможно, что зарождение современного традиционализма именно во Франции было своего рода реакцией на этот frog fog. Люди же ни в чём не знают меры и постоянно кидаются в крайности. И так, от одной крайности к противоположной, как теннисный мяч от ракетки к ракетке, мечется мысль человеческая из века в век.

-------------------------------------------------------------------------------------------------
[1] Фотографическое изображение такого совокупления-поедания можно найти у Ж.-А. Фабра. Подробное обсуждение этого феномена см. у Леона Бинс (ор. cit, р. 43-55). Отметим ещё для памяти мнение Реми де Гурмона, согласно которому каннибализм самки объясняется просто тем, что выбившийся из сил самец оказывается беззащитной добычей, и наконец, в качестве курьёза, суждение полковника Годшо, видящего здесь проявление ревности в отношении самца: «самка не хочет, чтобы он сходился с другими».

Tags: архаический мир, философия, этология
Subscribe

Posts from This Сommunity “этология” Tag

  • Женская цивилизация.

    С. Г. Фатыхов в статье " МАТРИФЕНОМЕННЫЕ ИСТОКИ ПРОТОТЕХНИЧЕСКИХ ОПЫТОВ ПЕРВОБЫТНОГО ЧЕЛОВЕКА" пишет, что " совершенно некорректно…

  • "Свинский" матриархат.

    Из статьи Б. Ю. Кассал " ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ ПОПУЛЯЦИИ КАБАНА В СРЕДНЕМ ПРИИРТЫШЬЕ". " Основой популяционной структурой кабана в Среднем…

  • Матрилинейность у приматов и гоминид.

    Г. П. Удалова в статье "Доминирование-лидерство у приматов (эволюционный аспект)" ( Теория и методология архаики. Лидерство в архаике :…

  • В мире животных.

    Г. П. Удалова в статье "Доминирование-лидерство у приматов (эволюционный аспект)" ( Теория и методология архаики. Лидерство в архаике :…

  • Мама.

  • Натурфилософия кукушки.

    Я уже говорил о том, что патриархальные, "силовые" отношения в обществе вполне естественны с точки зрения эволюции? Сильный доминирует над…

  • "Венеры" как следствие почитания матерей.

    Древнейшая палеолитическая венера из известных на сегодняшний день обнаружена в 2008 году в пещере Холе-Фельс близ немецкого города Шельклинген,…

  • На хрупких муравьиных плечах.

    Мир общественных насекомых полностью держится на женских плечах! Мало того, что заправляет там всем королева, так ещё и все рабочие особи —…

  • Расписные яйца из Кносса.

    " Это фреска минойского дворца в Кноссе на Крите, датируемая ок. 1700-1525 / 1500 до н.э. На ней изображены две чукарские куропатки во время…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments