Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Categories:

Метаморфозы японского патриархата.

Н. Н. Изотова в статье "ТРАНСФОРМАЦИЯ ГЕНДЕРНЫХ СТЕРЕОТИПОВ В ЯПОНСКОМ ОБЩЕСТВЕ" говорит, что "в древности Япония была матриархальным обществом, семейная собственность переходила по наследству женщинам", но в Средневековье происходила постепенная трансформация общества и в в эпоху Камакура (1185-1333) получила распространение система иэ, которая привела к доминированию мужчин во всех сферах общественной жизни".

Система иэ - это аналог русского Домостроя.
«Главе семьи должны подчиняться все. Далее, лица женского пола подчиняются лицам мужского пола – в частности, жёны мужьям, а младшие члены семьи подчиняются старшим. Дети обязаны не только слушаться родителей и деда с бабкой, но и соблюдать отношения подчинения между собой: младший брат подчиняется старшему, младшая сестра старшей. Правила подчинения реализуются мягко и принимаются с готовностью, но охватывают даже мелочи: например, за столом старшему сыну подают еду первым, следующему по старшинству – вторым, и так далее. Этот обычай породил забавное выражение, которым в шутку обозначают второго сына: хиямэси-сан, «братец Стылый Рис» – так описывал отношения в патриархальной семейной иерархии писатель, исследователь японского национального характера Лафкадио Хэрн.

В эпоху Эдо (1603-1868) под влиянием конфуцианства, ставшего официальной религией сёгуната Токугава, социализация стала всецело предопределяться сословной и гендерной принадлежностью. Женщинам предписывалось следовать «шести конфуцианским добродетелям»: послушанию, чистоте, доброжелательности, бережливости, скромности и усердию. Широкое распространение получил постулат учения Конфуция: «мужчина вне и женщина внутри», предполагавший участие мужчин в общественной и политической жизни, заботу о материальном обеспечении семьи; роль женщины сводилась к заботе о детях и ведению домашнего хозяйства.


В 1717 г. был опубликован трактат, касающийся воспитания женщин – 女大学 онна дайгаку «Великое учение для женщин». Основная мысль трактата – женщина должна подчиняться мужчине, а её деятельность не может выходить за пределы дома. «Главной обязанностью девочки в доме родителей является проявление почтительности к отцу и матери». Выйдя замуж, молодая женщина «должна смотреть на мужа как на своего господина и служить ему со всей учтивостью. Она не может его ослушаться». Муж уподоблялся небу: «Женщина должна смотреть на своего мужа так, будто он является самим Небом».

Я несколько раз видел в японских фильмах сексуальные отношения "по-японски" и обратил внимание, что, как правило, японские женщины во время секса принимают подчинённо-страдальческое положение: они стонут и чуть ли не плачут, как будто их насилуют, но при этом не сопротивляются. Я, наверно, не смог
бы заниматься сексом с такими "плаксами", - я ж не Чикатило! А у японцев, насколько я понимаю, это как бы в порядке вещей: если женщина плачет, они считают, что "всё норм" и не бегают по дому в поисках лекарств. В связи с чем возникает вопрос: может быть, такое поведение японских женщин в постели является следствием влияния конфуцианских добродетелей?

Далее Н. Н. Изотова говорит, что в наше время в японском обществе происходят глубокие трансформации патриархальных отношений. "Гражданский кодекс запрещает супругам иметь разные фамилии (если жена оставляет свою девичью фамилию, брак формально не признаётся). Кроме того, при заключении брака требуется указать письменно, кто является главой семьи. Естественно, большинство женщин вынуждено брать фамилию мужа и соглашаться на его главенство в семье. Однако в последние годы этот закон стал вызывать недовольство со стороны женского населения, что привело к увеличению числа людей, живущих в гражданском браке".

В наши дни стираются границы между мужскими и женскими гендерными стереотипами: c точки зрения японских женщин, неженатых мужчин, которые в состоянии создать семью по традиционному образцу и обеспечить ей достойное существование, катастрофически мало.

"В 2006 г. писательница Маки Фукасава придумала новый термин 草食男子 сосёку данси «травоядные мужчины» [草食系男子日本語俗語辞書, www], который сразу же стал очень популярным и в 2009 году даже вошёл в десятку самых модных новых слов года. Так названа субкультура вялых, апатичных, робких гетеросексуальных мужчин в возрасте от 20 до 39 лет, которые в отличие от своих отцов почти не заинтересованы в карьере и имеют двойственное отношение к сексу и женитьбе.


мальчики или девочки

Автор бестселлера «Травоядные мужчины меняют Японию» Мэгуми Усикубо считает, что в той или иной степени к таковым можно отнести до 2/3 японцев в возрасте от 20 до 34 лет. Их мировоззрение разительно отличается от стереотипов «плотоядных хищников» – мужчин-трудоголиков старших поколений. Больше, чем работа и свидания с женщинами, их прельщает выбор модной одежды и косметики. «Травоядные» считают роль, которая традиционно отводилась мужчинам, слишком обременительной, они не готовы брать на себя финансовые расходы, ухаживая за девушками, и обеспечивать будущую семью [牛窪恵…, www]. Появление таких ярко выраженных женственных мужчин – это протест против образа жизни старшего поколения и ответ на всё более самоуверенное поведение женщин.

В японском социуме растёт беспокойство относительно финансового и социального воздействий, осуществляемых «травоядными» мужчинами. Их низкий уровень доходов, а также определённое безразличие к сексу способствуют развитию двух самых главных проблем Японии: слабеющей экономике и сокращению рождаемости, вызванному не только уменьшением количества детей у женатых пар, но прежде всего ростом холостого населения. По результатам переписи населения 2010 г., количество неженатых мужчин в возрасте 30-35 лет составило 47,3%, а незамужних женщин – 34,5%. 80% взрослых холостых японцев продолжают жить с родителями [家族形成格差, www] ."

Теперь я выскажу своё мнение относительно феномена "травоядных мужчин". Мне кажется, что численное увеличение такого рода мужчин прямо пропорционально увеличению доли государства в экономике (государственный монополизм). Это происходит не только в Японии: государства повсюду подминают под себя все сферы жизнедеятельноси, и в России, и в США мы видим то же самое. С этим процессом тесно связан т. наз. "государственный социализм": чем больше становится государства, тем более "патерналистским" становится общество, тем более в нём нарастают зависимости от всемогущего "папочки", без которого ни бзднуть, ни пёрнуть. С одной стороны, в таком обществе становится невозможной личная инициатива мужчины (везде требуются "разрешительные бумажки" соответствующих государственно-бюрократических инстанций), а с другой стороны "папочка" распределяет социальные выплаты в обмен на лояльность своих подданных. Кое-какие "крошки" от этих выплат перепадают и "травоядным мужчинам" (например, через пенсии бабушек и дедушек), и этого оказывается достаточно для социального паразитирования. Все же понимают, что если современный японский мужчина станет вести себя как самурай, он тут же окажется либо за решёткой, либо в дурдоме. Вот поэтому японские мужчины и не "рыпаются"...


Tags: Япония
Subscribe

Posts from This Сommunity “Япония” Tag

  • О трансформации положения японских женщин в эпоху Хэйан.

    Ночвина Белла Анатольевна и Силуянова Екатерина Андреевна [ 1] в статье " Парадокс женской идентичности в эпоху Хэйан" пытаются…

  • Брачные отношения в средневековой Японии.

    Д. А. Суровень в своей статье "Брак в древнеяпонском праве" говорит, что содержание древних законов нам неизвестно, так как нормативные…

  • Шаманки Окинавы.

    Население префектуры Окинава — рюкюсцы, в настоящее время составляющие этнографическую группу японцев, в прошлом представляли особую народность…

  • Айны.

    Айны для нас являются очень интересным архаическим обществом охотников-собирателей, которые сохранили свои традиции с палеолитичских времён. Они…

  • Бог маленьких детей.

    “Японец рождается синтоистом, живет как конфуцианец и умирает как буддист”. И это действительно так. В Японии синтоизм и буддизм…

  • О матрилокальных браках в феодальной Японии.

    Как пишет С. А. Умаханова в статье " БРАЧНО-СЕМЕЙНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЯПОНИИ", в Японии ещё в эпоху Хэйан (с 794 по 1185 год)…

  • Апофеоз женственности. (Почти по Верещагину)

    Юко Симидзу «Отряхивая мужские взгляды»

  • Параллели.

    Каменная статуэтка богини из Джанхасана (5500-4000 до н.э.). Это поселение находилось недалеко от Чатал-Хююка, рядом с современным городом…

  • Распространение керамической посуды.

    Карта распространения керамики в Евразии и Северной Африке. Источник картинки. На этой карте показано распространение керамической посуды от…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments