Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Category:

Мужские тайные общества как альтернатива "женскому миру".

В. В. Грибовский в статье Концепция волшебной сказки В. Я. Проппа и проблема историзма ногайского эпоса говорит, что В. Я. Пропп во многом следовал за немецким историком и этнологом Генрихом Шурцом (1863–1903), который изучал мужские тайные союзы (Männerbünde) и проследил их фундаментальную связь с возрастными инициациями.

Согласно Г. Шурцу, мужские союзы, производившие инициации юношей, т.е. обряд перехода в возрастной класс мужчин, использовали мифы, которые сообщались инициируемым соответственно степени их посвящения. Отмечая тесную связь между инициацией и культом предков, Шурц принял предания о деяниях предков-героев за основу мифа. Мифы хранились в большой тайне от женщин, детей и неинициированных мужчин, не имевших доступа к местам, где собирались члены мужских союзов («мужские дома» и пр.). Женщины, посещавшие такие места в строго регламентированных случаях (например, принесение пищи «для голодного духа», т.е. потребления мужчинами во время священной трапезы), по сигналу (звук флейты, трубы и др.), обозначавшему начало священнодействия, должны были спешно удалиться в семейные хижины, «иначе они заболели бы». Для поддержания уважения к преданию посвящённые совершали ритуальные действия, направленные на устрашение непосвящённых, вторгались в свои или чужие поселения, пугая женщин и детей, грабили сады и огороды, собирая еду для своих трапез. Эти акты, известные Г. Шурцу по материалу, сообщённому из Меланезии, на других континентах, по его предположению, могли производиться в каких угодно вариациях, но всегда с целью разграничения сакрального и профанного, вызывания «страха и трепета» при приближении к священному. Сакральное размывается профанным с исчезновением этой границы, постоянно поддерживаемой мужскими союзами. Когда женщины без ограничений стали появляться в «мужском доме», это свидетельствовало о его деградации до состояния клуба для развлечений, разрушении мужского союза.


Очень интересно. Специфически мужская духовность возникает и держится лишь в мужской "самоизоляции". Может быть поэтому женщин не пускают на Афон - цитадель православного монашества? Мужская духовность подобна кукле, сделанной из соли; при соприкосновении с женской "влажной" стихией она разрушается.

Суданского юношу принимают в общество взрослых
Суданского юношу принимают в общество мужчин.

Но далее ещё интереснее.

Инициация означала вступление в мужской союз или продвижение по его ступеням, а вместе с тем – разрыв с миром людей, воображаемое превращение в зверя (как правило, хищного), получение новой души, очищение от «слишком человеческого». Мужской союз, как правило, именовался по названию некоего зверя. Этим объяснено происхождение сказочных мотивов оборотничества, обретения сверхъестественной силы, фантастического рождения персонажа. Генезис представлений об оборотничестве В.Я. Пропп связал с такими ритуальными действиями, как зашивание в шкуру или тело убитого животного, нахождение в бочке («бочка – действительно чрево, но не материнское, а чрево животного, дающего магическую силу») и т.п. Оборотничество представлено в рассказах о похищении мальчиков сказочным животным, договоре (отца, дяди, деда) с неким чудищем об отдаче ему мальчика по достижении определённого возраста, животной природе дома, где происходила инициация (та самая избушка на курьих ножках). Недопуск женщин в места мужских союзов также согласуется с представлением об оборотничестве, временном или относительно длительном пребывании мужчин вне категории «люди». Поэтому «в обряде посвящения неофиты подвергались омовению, чтобы освободиться от “женского запаха”». Следуя за аргументацией Шурца, Пропп констатирует специализацию труда по полу и возрасту: мужчины заняты охотой, женщины – мирным делом. Но охота часто сопряжена с разбоем, что отражено в сказочных сюжетах о «братьях-разбойниках». Логика инициации как бы говорит: охота – дело хищника; неинициированный человек – не хищник, следовательно – не охотник; инициация превращает мужчину в хищника, зверя.


тайное общество

Выходит, что мужская духовность созиждется ещё и на противопоставлении "женскому миру". Несколько дней назад в записи Дом как женское "гнёздышко" говорилось, что "закрытое, обжитое пространство, где главенствовали такие атрибуты дома, как постель, печь, тепло, издавна осмыслялось как женское, в отличие от неуютного холодного внешнего мира, в котором главную роль играл мужчина — землепроходец, строитель, завоеватель". Не будет преувеличением сказать, что мир человеческой культуры заканчивался у порога дома, а за порогом царила первозданная дикость. И члены Männerbünde должны были, выходя из дома, "отряхнуть прах от ног своих", то есть предать забвению всё, что было впитано вместе с материнским молоком, и превратиться в хищного зверя.

Интересно, что возникновение государства Г. Шурц напрямую связал с мужскими союзами, а возрастные классы, членство и ранги в мужском союзе представил как самую первую социальную стратификацию.


туз и шестёрка

Очевидно, в Старой Европе не было Männerbünde, так как мы не наблюдаем там никаких признаков вождизма. Зато мужские тайные общества имелись у арийских пастухов-кочевников, и именно в их среде зародились элементы прогосударственности.

В связи с чем мы вновь обращаемся к критским играм с быком, таврокатапсиям. Вполне возможно, что они выполняли функцию тех же мужских инициаций, но под контролем матриархального общества. Тогда арийские инициации
можно рассматривать как обряды неконтролируемые, вышедшие из-под контроля, совершавшиеся в Диком Поле.

Это всего лишь моё предположение, но под ним имеется крепкое основание. Дело в том, что разделение духов на благодетельных и зловредных существует в современном шаманизме, и, видимо, оно существовало всегда. Почему один мужчина, выпив 200 грамм водки, остаётся милым и приятным собеседником, а другой при этом всех задирает и ищет "приключений" на свою задницу, - это отдельный большой разговор. Но такое разделение имеется, это факт. И если, допустим, "задира" во время обряда мужских инициаций войдёт в состояние исступления, то каким духом он будет одержим, - добрым или злым? Вопрос, конечно, риторический. Всё зависит от "пропитанности" того или иного общества культурой; чем глубже эта "пропитанность", тем добрее духи, и наоборот.


Tags: инициация, тайные общества
Subscribe

Posts from This Сommunity “тайные общества” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments