Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Categories:

Священное дерево в эпицентре крито-минойского культа.

В продолжение записей Древнейшие святилища строились вокруг священного дерева и Матриархальные основания античного храма.

Возвращаясь снова к минойской традиции обстраивания святилища вокруг священного дерева, приведём, в качестве иллюстрации нежеследующее изображение.

detail of a shrine on the Agia Triadha sarcophagus
Деталь святилища на саркофаге Агия Триада. В сцене жрица кладёт подношения в чашу на алтаре; чаша с круглыми предметами (фрукты?) и кувшин в стиле Камарес как-то связаны с этой сценой. Перед женщиной находится святилище, увенчанное священными рогами. Между алтарём и святилищем стоит икона в виде четырёхгранного лабриса с чёрной птицей на вершине. Источник картинки.

Здесь хорошо видно, что из центра святилища произрастает какое-то дерево, и само святилище представляет собой ни что иное как ограду для священного дерева.

Arkhanes-Fourni ring, 1600-1480 bce Minoan, shows man embracing rock, goddess in epiphany, and tree pulling ceremony
На кольце из Арханес-Фурни, изготовленном между 1 600-1 480 гг. до н.э., слева изображён мужчина, обнимающий камень, в центре - жрица, возможно, в состоянии пророческого прозрения, а справа - "церемония вырывания дерева" (либо ритуал замены священного дерева внутри святилища на новое).

clay model of sacred tree with perched birds, from Fortetsa, Crete, LM period
Глиняная модель священного дерева с птицами, сидящими на вершине, из Фортетсы на Крите, период LM.

Птицы на лабрисе и птицы на дереве могут свидетельствовать о тождественности и взаимозаменяемости св. лабриса и св. древа. Если птиц рассматривать как медиаторов между посюсторонним и потусторонним мирами, то св. древо можно истолковать как вертикальную структуру, связывающую три области мироздания - "верхний" мир, "средний" мир и "нижний" мир.

Конечно, далеко не каждое дерево может стать "точкой сборки" для появления святилища и соответствующих ритуалов. Наверно, у критян имелись какие-то признаки, по которым они отличали св. древо и простых деревьев. Может быть, это было дерево с дуплом, или дерево, в которое ударила молния, или дерево с какими-то странностями.

Кстати, такая "чудесатость" была присуща и Кносскому храму-лабиринту. Колонны храма атектоничны, то есть, они как бы перевёрнуты с ног на голову. Они были изготовлены из дерева и установлены корневищем вверх.

колонны

Чем-то они напоминают пещерные "сосульки"-сталактиты. Кстати, в пещерных святилищах вместо св. деревьев были св. сталагмиты.

сталагмиты

Острова, в силу своей изолированности, долго сохраняют многие доисторические элементы религиозности. Очевидно, на Крите ок. 2000 года до н. э. наступила эпоха своеобразного "археомодерна", когда самые архаичные верования удивительным образом сочетались с ватерклозетами и одноразовой посудой.
Tags: Крит, дерево
Subscribe

Posts from This Сommunity “дерево” Tag

  • "Ведьмины мётлы" и "круги на полях".

    "Ве́дьмины мётлы ( вихорево гнездо, громовая метла, ведьмино помело) — фрагменты кроны растения с аномальным морфогенезом. Часто…

  • Матриархальные основания античного храма.

    С. К. Чураков в статье " К истории возникновения античного храма" пишет: " Ряд дошедших до нас изображений позволяет говорить о…

  • Отсвет "Старой Европы" на коньках тамбовских крыш.

    В. С. Бузин в статье " Тамбовский «Репейник»: к семантике одного из элементов декора русского традиционного жилища "…

  • Человек как дерево вверх тормашмаками.

    Пока копался в огороде, пришли на ум кое-какие мыслишки... Подумалось мне, что люди подобны деревьям. Мысль не нова, однако я представил себе людей…

  • О "корнях" новогодней ёлки.

    В этих древних наскальных изображениях образ Богини сливается с образом Мирового Дерева. Наскальные изображения матерей-прародительниц Алтая и…

  • О ёлке новогодней.

    Встретилось совершенно гениальное определение мифо-ритуальной сути новогодней ёлки. n_naryshkina, ссылаясь на монографию Е.В. Душечкиной…

  • Анахита.

    Автор блога Old Europe culture в своей статье " Анахита?" приводит изображение этого блюда с «танцовщицей» (как некоторые…

  • Богиня священной смоковницы.

    Перед нами «печать с повествовательной сценой», одна из многих, сделанных людьми цивилизации долины Инда между 2200 и 1900 годами…

  • "Двоеверие" в Элладе (2).

    В продолжение записи "Двоеверие" в Элладе. Характерным примером "наложения" позднейшего патриархального культа Зевса на более…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments