Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Category:

О крито-минойских печатях.

Вообще говоря, печать многофункциональна. Печать на документе - пожалуй, первое, что приходит на ум. В этом смысле, печать является аналогом подписи. Затем в воображении возникает "тайна за семью печатями", то есть нечто сокрытое очень глубоко и тщательно. Следом представляется процедура "опечатывания" дверей судебными приставами. Очевидно, раньше также "запечатывали" всякого рода сундуки и двери, чтобы убедиться, что к тайному содержимому никто не прикасался.

unbroken seal on King Tutankhamun's 5th shrine, 1323 bce
"Запирающая" печать некрополя на двери пятой усыпальницы фараона Тутанхамона, построенной около 1 323 года до н.э.

Но нас, конечно, в первую очередь, интересуют печати как своего рода "подписи".

Автор блога The Stream of Time говорит, что к периоду ММ (2100 BC) большинство, если не все ремесленники, имели одну, а то и несколько печатей. То есть, печати были своеобразными "подписями" ремесленников.

2500-2300, seal impressions from Lerna, Greece
Оттиски печатей, найденные на плитках в Доме плиток в Лерне, Греция. 2 500-2 300 гг. до н. э.

Печати раннего периода (EM) на Крите (3500 - 2100 BC) были не такими сложными, как в Лерне, но всё же сложными, - пишет автор блога The Stream of Time. - Печати этого периода изготавливались на уровне деревни, и, возможно, что каждая семья изготавливала свои собственные печати. Печати EМ найдены разбросанными в мастерских или в домах, они не следуют общим шаблонам и почти никогда не повторяются.

Cretan hieroglyphic seals
Различные рисунки на критских иероглифических печатях.

ivory cone seal with spiral design, 2300-2000 bce Minoan
Минойская конусная печать из слоновой кости со спиральным рисунком, 2 300-2 000 гг. до н.э.

В тех "муравейниках", в которых проживали крито-минойцы, частная жизнь в современном понимании вряд ли была возможна. Все постоянно находились на виду друг у друга.

Гурниа, Крит.
Городок Гурния на Крите.

Естественно, при столь тесном общении обязательно кто-то брал что-то у кого-то "во временное пользование". Так что личные подписи, или печати, на всякого рода горшках были необходимы, - иначе как потом докажешь, что это Зинкин горшок, а не Клавкин? Я думаю, что печати постепенно развились из потребности как-то выделить своё, личное в том "колхозе", каким было неолитическое поселение.

a seal in the shape of a fly, Minoan, from Arkhanes
Печать в форме мухи, из Арханеса на Крите.

Печати были выполнены в виде: пуговиц, линз, цилиндров, конусов, призм, штампов, полумесяцев, животных и птиц. Печати изготавливались из: кости, слоновой кости, стеатита, полосчатого агата, оранжевого сердолика, гематита, яшмы, халцедона, лазурита, горного хрусталя, аметиста и обсидиана. Использовалась также импортная слоновая кость гиппопотама и слона.

A green jasper seal with Cretan hieroglyphs. 1800 BC
Печать из зелёной яшмы с критскими иероглифами, изготовленная около 1 800 г. до н.э.

К 1 600 году до н.э. появились золотые и серебряные печати, изящно вырезанные на кольцах.

Gold Minoan seal of dolphins, 1800-1700 bce
Минойская печать с золотым покрытием с изображением дельфинов, 1 800-1 700 гг. до н.э.

Конечно, печать использовалась ремесленниками как своеобразный "знак качества", который они ставили на своих изделиях. Если покупателю понравился товар, он мог затем найти аналогичный по знакомому "фирменному знаку".

impression from a cylinder seal with two acrobats and flowers, from Knossos area
Оттиск с цилиндрической печати с изображением двух акробатов и цветов, найденной недалеко от Кносса.

После вторжения на Крит греков-дорийцев и пожара Кносса ок. 1380 г. до н. э. традиция высококачественной минойской резьбы по печати начала угасать. Большинство печатей стали более простыми, фигуры стали жёсткими и менее эмоциональными. В конечном итоге, после вторжения греков-дорийцев, к 1 000 году до н.э. традиция изготовления печатей окончательно угасла.

Впрочем, ношение печатей на самом деле никогда не прекращалось, более того, даже минойские печати никогда не исчезали. Сельские жители Крита находили "молочные камни" и носили их как амулеты. Они якобы обладали магической силой и стимулировали материнское грудное молоко. Пастухи случайно находили их на холме Кефала возле Кносса и в других местах. Когда Артур Эванс впервые побывал на Крите в 1894 году, он посетил Кносс и увлёкся этими "молочными камнями", в итоге он начал их коллекционировать. Только после его раскопок в 1900 году люди поняли, что эти амулеты на самом деле были минойскими печатями.

Однако интересно, как невежественные крестьяне XlX века установили соответствие между минойскими печатями и грудным молоком. Я думаю, что, помимо печатей, они там находили и нечто иное.

the most fanciful snake goddess figurine from Knossos

И, очевидно, они как-то связали странного вида "камни" с ещё более странными статуэтками с обнажёнными грудями.

Tags: Крит
Subscribe

Posts from This Сommunity “Крит” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments